Коллекция открыток. Заметки филокартиста Коллекция открыток. Заметки филокартиста  
Живопись Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети История Природа
По России Города России Петербург Москва Крым Украина Прибалтика
Болгария Германия Чехия Кавказ Средняя Азия

К. С. Петров-Водкин

16 открыток. Цена 52 коп.
Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1978
Автор-составитель Н. Левинская.
Редактор О. Каширина.
Оформление Г. Нагорянского.
Тираж 35 000.
Московская типография № 5 Союзполиграфпрома


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
На обложке: Девушки на Волге. Фрагмент


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Девушки на Волге. 1915


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Мать. 1915


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Утро. 1917


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Полдень. 1917


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Розовый натюрморт. 1918


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Селедка. 1918


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Автопортрет. 1918


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Шах-и-Зинда. Самарканд. 1921


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. После боя. 1923


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. За самоваром. 1926


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Девушка у окна. 1928


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. Яблоко и лимон. 1930


Открытка. К.С.Петров-Водкин.
К.С.Петров-Водкин. 1919 год. Тревога. 1934


К. С. Петров-Водкин (1878 — 1939) принадлежит к числу наиболее выдающихся мастеров русского и советского искусства. Художник родился в небольшом приволжском городке Хвалынске в семье сапожника и на протяжении всего творческого пути сохранил неразрывную связь своих образов с волжской природой, ее безграничными просторами и с народной жизнью. Его первыми учителями в искусстве были местные художники-ремесленники, затем преподаватели классов живописи и рисунка в Самаре и Школы технического рисования барона Штиглица в Петербурге. В 1897 году Петров-Водкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором проучился семь лет, последние годы — под руководством В. Серова и К. Коровина.

Самое знаменитое дореволюционное произведение Петрова-Водкина — «Купание красного коня» (1912). Содержание этой картины многогранно. В ней есть и возвышенный образ России, олицетворенной в огненном коне, и воплощение присущего человеку духовного начала, и мир природы, одновременно замкнутый и бесконечный. Соответственно обобщен и символичен живописный язык художника. Колорит картины основан на излюбленном мастером трехцветии, состоящем из красных, синих и желтых тонов, дополненных зелеными и охристыми. И цветовое решение и весь образный строй картины вызывают ассоциации с величавыми, праздничными и одухотворенными образами древнерусской живописи, с которой художник вплотную познакомился при создании этого произведения. Органичный сплав современности с классическими и древнерусскими традициями становится с этого времени неотъемлемой чертой всего его искусства.

В произведениях Петрова-Водкина 10-х годов преобладают образы женщин из народа, воплощающие национальный идеал красоты, духовность и жертвенную любовь к миру. Наиболее монументальные работы этого периода — «Девушки на Волге» (1915), «Утро» (1917), «Мать» (1915). В картине «Мать» нашла законченное выражение проходящая через все творчество Петрова-Водкина тема материнства. «С этого времени,— писал он о создании картины,— для меня возникает проблема обостренной бытовой характеристики и типажа». В этом полотне, как и в большинстве последующих произведений, художник изображает предметы при необычной точке зрения, благодаря чему образы, сохраняя монументальную устойчивость, приобретают черты динамизма, как бы приобщающие их к движению всей земли.

В картине «Полдень» (1917) мастер прибегает к другому, весьма распространенному в его искусстве приему — сферическому изображению земной поверхности, которое создает ощущение широты и «планетарности» пространства. При этом он совмещает в одном образе разновременные события и показывает как бы весь цикл крестьянской жизни.

Октябрьская революция обогащает творчество Петрова-Водкина новой проблематикой. Темы революции, города, гражданской войны приходят в его живопись; в трактовке этих тем наряду с философским обобщением проявляется новая для художника историческая направленность. В картине «1918 год в Петрограде» (1920) художник показал город со всеми приметами того времени и одновременно создал поднятый над обыденностью глубокий образ «петроградской мадонны». Атмосфера этого времени ощущается также в натюрморте «Селедка» (1918), воспроизводящем аскетический быт первых лет революции. Одно из центральных произведений Петрова-Водкина 20-х годов — «После боя» (1923) — посвящено героическим дням гражданской войны. Оно проникнуто революционным пафосом и воплощает, кроме того, вечную тему встречи человека со смертью. Само изображение смерти отодвинуто художником на задний план, в центре его внимания — погруженные в воспоминания красноармейцы. Их размышление о погибшем исполнено, как всегда у Петрова-Водкина, сосредоточенной и просветленной созерцательности.

В 30-х годах мастер снова возвращается к теме гражданской войны в картине «1919 год. Тревога» (1934). Несмотря на черты жанровости, характерные для всего позднего творчества художника, здесь есть и поэзия и монументальность. Между персонажами картины существует скрытая музыкально-ритмическая связь; тема тревоги как бы постепенно развивается от фигуры стоящего спиной мужчины к психологически напряженному образу обращенной к зрителю девочки.

В начале 20-х годов Петров-Водкин совершил путешествие в Среднюю Азию, творческим итогом которого была целая серия замечательных пейзажей, натюрмортов, портретов и жанровых композиций. Одним из самых сильных впечатлений художника стал самаркандский мавзолей Шах-и-Зинда. «Шах-и-Зиндой,— писал он,— я понял человеческое творчество Самаркандии... Переливы цвета в тончайших узорах орнаментики спорят с вечерним небом и не сдаются небу чистотой и звучностью гаммы...»

Большое место в искусстве Петрова-Водкина занимали портрет и натюрморт. Человеческое лицо было для художника «высшей на земле формой выражения». В своих портретах он стремился сочетать индивидуализацию с обобщением и передать прежде всего ощущение духовной жизни модели. Среди лучших его работ-«Автопортрет» (1918), полный энергии и динамизма, и известный портрет Анны Ахматовой (1922), в котором создан удивительный по красоте и цельности образ поэта и его музы.

Одухотворенный «портрет» вещей мастер создавал в своих многочисленных натюрмортах. В «Селедке», «Розовом натюрморте» (1918), «Яблоке и лимоне» (1930) нас пленяют праздничная красота колорита и ощущение особой ясности и простора композиции. Художник подчеркивает устойчивость и внутреннюю значительность всего изображенного и одновременно его сопричастность динамичным ритмам беспредельного внешнего мира.

В картине «За самоваром» (1926), как и в ряде других произведений Петрова-Водкина, человек и мир вещей существуют рядом. Замечательная красота натюрморта сочетается здесь с физической и духовной красотой человека, и прежде всего женского образа, который как бы являет в своей скульптурной законченности всю гармоническую полноту и загадочную глубину бытия.

До конца своей творческой жизни художник стремился к созданию образов возвышенных и поэтических, к совершенству пластической формы, к раскрытию таинственных законов бытия человека и природы. Именно эти качества и определяют его непреходящее значение в истории русского и советского искусства.

Н. Левинская



    • Главная   • Комплекты и серии открыток по темам   • Живопись   • К.С. Петров-Водкин  

Талисман. Новый роман Татьяны Латуковой
Живопись История Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети Природа
По России Города России Петербург Москва Крым Украина Прибалтика Болгария Германия
Чехия Кавказ Средняя Азия       Дореволюционные открытки
Оценить открытку Заказать открытку Мастер-класс       Поздравительные открытки

© 1271.ru Коллекция открыток. Заметки филокартиста. Авторские открытки.
Последнее обновление: 08.11.2017. Всего открыток на сайте: 1714.

Контакты 
Профайл 
Карта сайта