Коллекция открыток. Заметки филокартиста Коллекция открыток. Заметки филокартиста  
Живопись Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети История Природа
По России Города России Петербург Москва Крым Украина Прибалтика
Болгария Германия Чехия Кавказ Средняя Азия

Калужский областной художественный музей.
Русская живопись ХVIII — начала ХХ нека.

Комплект кз 14 открыток.
Автор-составитель В.М.Обухов
Издательство «Советский художник», 1987 г.
Тираж 40 000
Цена 46 коп.
Московская типограФия № 2


Открытка. Калужский музей.
На обложке: Н. А. Ярошенко (1846 — 1898) Курсистка. 1883. (фрагмент)


Открытка. Калужский музей.

12 июня 1918 года в газете «Калужская правда» появилось сообщение об открытии «советской картинной галереи» — так назывался в первые годы своей деятельности Калужский областной художественный музей. Основу живописного собрания составила небольшая коллекция живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, незадолго до революции завещанная городу земским врачом Н.И.Васильевым, уроженцем Калуги. За те десятилетия, что прошли со времени организации музея, его собрание значительио расширилось, и в настоящее время оно насчитывает более трёх тысяч произведений русского, советского и западноевропейского искусства.


Открытка. Калужский музей. Нензвестньй художник. Портрет П.Г.Кашкина
1. Нензвестньй художник. Портрет П.Г.Кашкина. Середина ХVIII века


Открытка. Калужский музей. Неизвестный художник. Портрет Г.П.Бахметьева
2. Неизвестный художник. Портрет Г.П.Бахметьева. Вторая половина XVIII века


Открытка. Калужский музей. Неизвестньй художник. Портрет А. Г. Кашкнной
3. Неизвестньй художник. Портрет А. Г. Кашкнной. Начало XIX века


Открытка. Калужский музей. Тропинин В. А. Портрет М.И. Бельченко
4. Тропинин В. А. Портрет М. И. Бельченко. 1836


Открытка. Калужский музей.
5. Чернецов Г. Г. Впд в Субпако. 1841


Открытка. Калужский музей. Лебедев М. Н. Пейзаж
6. Лебедев М. Н. Пейзаж. Вторая половина 1830-х годов


Открытка. Калужский музей. Саврасов А. К. Пейзаж
7. Саврасов А. К. Пейзаж. 1894


Открытка. Калужский музей. Лемох К. В. Родительская радость
8. Лемох К. В. Родительская радость. 1872 (7)


Открытка. Калужский музей. Корин А. М. Опять провалился
9. Корин А. М. Опять провалился. 1891


Открытка. Калужский музей. рубель М. А. Философия
10. Врубель М. А. Философия. 1890-е годы


Открытка. Калужский музей. Коровин К. А. Зимние сумерки
11. Коровин К. А. Зимние сумерки. 1916


Открытка. Калужский музей. Кустодиев Б. М. В Булонском лесу
12. Кустодиев Б. М. В Булонском лесу. 1909


Открытка. Калужский музей. Сарьян М. С. Натюрморт
13. Сарьян М. С. Натюрморт. Фрукты. 1915


Открытка. Калужский музей. Кончаловский П. П. Пейзаж
14. Кончаловский П. П. Пейзаж. Конец 1900-х — начало 1910-х годов



Раздел русского искусства XVIII — начала ХХ века-наиболее целостная и значительная часть собрания Калужского областного художественного музея. Его экспозиция дает достаточно полное представление о становлении и развитии русской дореволюционной живописи. Торжественно-величав и сдержанно-благороден парадный портрет вице-адмирала П. Г. Кашкива. Исполненный неизвестным художником в середине XVIII века, портрет сохраняет в своей образной структуре немало архаических, «парсунных» черт, сближающих его с произведениями таких мастеров, как И. Я. Вишняков и М. Л. Колокольников, — «распластанность» изображения, жесткую симметрию, застылость и замкнутость форм. Картина создана талантливым художником: прекрасно передана фактура тканей, мощно и уверенно вылеплены фигура Кашкина, его выразительное и характерное лицо. Портретному образу этого человека — крупного флотоводца, члена адмиралтейской коллегии свойственно «одическое», державинское звучание.

Портрет Г. П. Бахметева был написан неизвестным мастером конца XVIII века. В нем выявлены социально-значимые черты личности: перед нами крупный помещик, калужский предводитель дворянства. Но Бахметев, каким он изображен на картине,— это и своеобычный, умный, иронического склада человек. В портрете А. Г. Кашкиной кисти неизвестного живописца начала XIX века некоторой зыбкости и неопределенности душевного состояния изображенной женщины вполне соответствуют изысканность и утонченность живописного строя полотна.

Сложна и художественная ткань портрета М. И. Бельченко, созданного В. А. Тропининым, одним из зачинателей отечественной реалистической живописи. Гибкий, несколько прозаический живописный язык используется художником для создания предельно точной портретной характеристики модели. Г. Г. Чернецов был умелым и трудолюбивым пейзажистом, с равным успехом и старанием изображавшим российские и заграничные ландшафты. «Вид в Субиако», написанный им во время поездки в Италию,— занимательный и подробный рассказ о природе и людях далекой страны. «Пейзаж» М. И. Лебедева был создан также в Италии.

Он исполнен, видимо, в последние годы его недолгой жизни, когда художник, отказавшись от эффектно-декоративной манеры, стремился разрешить качественно новые творческие задачи. На полотне воссоздан привычно красивый итальянский вид, но основным объектом мысли и чувства художника стала не внешняя, а глубинная красота жизни природы: почти ощутимы и свежесть воздуха, и движение листвы огромного дерева, главного «героя» картины. В экспозиции музея представлены произведения известных русских живописцев — членов и экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок.

Выразительный волжский «Пейзаж» создан А. К. Саврасовым в лучшую пору своего творчества. Не поступаясь точностью и обстоятельностью характеристики натуры, художник строит образ, в котором сугубо эпический мотив обретает интимное, задушевное звучание. В музее хранятся девять картин Н. А. Ярошенко — одного из вождей Товарищества. Самая значительная среди них — знаменитая «Курсистка». В определенной мере это конкретный портретный образ: известно имя изображенной на полотне девушки — А. К. Дитерихс. Слушательница Бестужевских курсов, она дружила с выдающимися деятелями русской культуры, постоянно находилась в центре общественной жизни. Однако портретный образ оказывается лишь частью широкого картинного образа, включающего в себя повествование о судьбах демократической русской интеллигенции.

Художники-передвижники были прекрасными рассказчиками, внимательными и вдумчивыми «бытописателями». Свидетельство тому — жанровые картины «Родительская радость» К. В. Лемоха и «Опять провалился» А. М. Корина. Одно из центральных мест в русском искусстве конца XIX — начала XX века занимало творчество М. А. Врубеля. Некоторые особенности живописного почерка художника-визионера, обновившего язык изобразительного искусства, достаточно полно выразились в небольшой работе «Философия» (эскиз фрески для особняка А. В. Морозова). Стремясь максимально одухотворить изображение, Врубель «развеществляет» его: отсюда и холодная тональность, «граненость» форм, «мозаичность» кладки мазков. Автор картины «Зимние сумерки» — К. А. Коровин, мастер блистательных живописных импровизаций. Перед зрителем как бы развертывается сам процесс возникновения образа: подчиняясь единому композиционному ритму стремительно движутся мазки, контуры даны обобщенно, многие детали лишь слегка обозначены.

Работа Б. М. Кустодиева «В Булонском лесу» написана во время одной из поездок художника в Париж. Колористическому решению пейзажа свойственны приглушенность и сдержанность звучания, мягкость цветовых переходов. «Натюрморт. Фрукты» М. С. Сарьяна — это прежде всего цветовая и пластическая формула, одновременно и лаконичная и многозначная. За внешней простотой композиции кроется высокая культура видения и исполнения.

Созданный на южном побережье Франции, «Пейзаж» П. П. Кончаловского поступил в музей по завещанию из коллекции московского собирателя А. В. Синицына. Эта картина, пастозно и широко написанная, может быть датирована концом 1900-х — началом 1910-х годов, то есть тем временем, когда в творчестве Кончаловского складывались принципы праздничной, мажорной, подчеркнуто-демократической живописи, которые окончательно сфори провались уже позднее — в годы революции.

В этом комплекте открыток представлена лишь небольшая часть разнообразного собрания русской живописи Калужского областного художественного музея.

В. М. Обухов



    • Главная   • Комплекты и серии открыток по темам   • Музеи   • Калужский музей. Русская живопись XVIII-начала XX века.  

Талисман. Новый роман Татьяны Латуковой
Живопись История Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети Природа
По России Города России Петербург Москва Крым Украина Прибалтика Болгария Германия
Чехия Кавказ Средняя Азия       Дореволюционные открытки
Оценить открытку Заказать открытку Мастер-класс       Поздравительные открытки

© 1271.ru Коллекция открыток. Заметки филокартиста. Авторские открытки.
Последнее обновление: 08.11.2017. Всего открыток на сайте: 1714.

Контакты 
Профайл 
Карта сайта