Коллекция открыток. Заметки филокартиста Коллекция открыток. Заметки филокартиста  
Живопись Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети История Природа
По России Города России Петербург Москва Крым Украина Прибалтика
Болгария Германия Чехия Кавказ Средняя Азия

Государственный Эрмитаж.
Французская живопись XlX века.
Выпуск 2. Пейзаж

16 открыток.
Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1983
Автор текста В. Н. Березина
Редактор О. А. Гасанова
Отпечатано в Чехословакии
Тираж 290 000
Цена 89 коп.


Открытка. Эрмитаж. ПЬЕР АТАНАЗ ШОВЕН. Итальянский пейзаж Фрагмент
На обложке: ПЬЕР АТАНАЗ ШОВЕН. Итальянский пейзаж Фрагмент


Открытка. Эрмитаж. ТЕОДОР РУССО. Пейзаж с пахарем. Фрагмент
На обороте обложки: ТЕОДОР РУССО. Пейзаж с пахарем. Фрагмент


Открытка. Эрмитаж. ПЬЕР АТАНАЗ ШОВЕН. Итальянский пейзаж
ПЬЕР АТАНАЗ ШОВЕН. Итальянский пейзаж


Открытка. Эрмитаж. ЖОРЖ МИШЕЛЬ. Пейзаж с мельницей
ЖОРЖ МИШЕЛЬ. Пейзаж с мельницей


Открытка. Эрмитаж. ПРОСПЕР МАРИЛЬЯ. Берег Нила
ПРОСПЕР МАРИЛЬЯ. Берег Нила


Открытка. Эрмитаж. ТЕОДОР ГЮДЕН. Буря на море
ТЕОДОР ГЮДЕН. Буря на море


Открытка. Эрмитаж. ТЕОДОР РУССО. Вид в окрестностях Гранвиля
ТЕОДОР РУССО. Вид в окрестностях Гранвиля


Открытка. Эрмитаж. ТЕОДОР РУССО. Пейзаж с пахарем
ТЕОДОР РУССО. Пейзаж с пахарем


Открытка. Эрмитаж. ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. Пейзаж с коровами
ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. Пейзаж с коровами


Открытка. Эрмитаж. НАРСИС ДИАЗ ДЕ ЛА ПЕНЬЯ. Лесная дорога
НАРСИС ДИАЗ ДЕ ЛА ПЕНЬЯ. Лесная дорога


Открытка. Эрмитаж. НАРСИС ДИАЗ ДЕ ЛА ПЕНЬЯ. Пейзаж с сосной
НАРСИС ДИАЗ ДЕ ЛА ПЕНЬЯ. Пейзаж с сосной


Открытка. Эрмитаж. КОНСТАН ТРОЙОН. Дорога в роще
КОНСТАН ТРОЙОН. Дорога в роще


Открытка. Эрмитаж. ШАРЛЬ ЖАК. Пастушка со стадом в поле
ШАРЛЬ ЖАК. Пастушка со стадом в поле


Открытка. Эрмитаж. ШАРЛЬ ДОБИНЬИ. Пруд
ШАРЛЬ ДОБИНЬИ. Пруд


Открытка. Эрмитаж. КАМИЛЬ КОРО. Крестьянка, пасущая корову у опушки леса
КАМИЛЬ КОРО. Крестьянка, пасущая корову у опушки леса


Открытка. Эрмитаж. КАМИЛЬ КОРО. Пейзаж с коровами
КАМИЛЬ КОРО. Пейзаж с коровами


Открытка. Эрмитаж. АНРИ АРПИНЬИ. Пейзаж с двумя мальчиками, везущими хворост
АНРИ АРПИНЬИ. Пейзаж с двумя мальчиками, везущими хворост


Открытка. Эрмитаж. ФЕЛИКС ЗИМ. Берег моря во время штиля
ФЕЛИКС ЗИМ. Берег моря во время штиля


Основу эрмитажной коллекции французской пейзажной живописи первой половины и середины XIX века составляет реалистический пейзаж мастеров так называемой барбизонской школы. Однако в собрании имеется ряд пейзажей, написанных представителями классицистического и романтического направлений.

Пьер Атаназ Шовен, друг Энгра, долгие годы работавший в Риме, в своем творчестве сохранял верность строгим канонам классицизма. Его итальянские пейзажи отличаются кулисностью построения, непременным изображением архитектурных памятников, холодным ясным колоритом и четким рисунком.

Создателем первых романтических пейзажей во французской живописи был Жорж Мишель. Замкнутый, отрицавший условности современной городской жизни, Мишель предпочитал находиться наедине с природой и только ей посвящал свое творчество. Его излюбленной натурой сделались пустынные в ту пору холмы Монмартра близ Парижа. Он писал их многократно при разной погоде и в разное время года, писал такими, какими они открывались его взору и состоянию его души. Одной из таких картин, тревожной по настроению и сумрачной по колориту, является «Пейзаж с мельницей», запечатлевший окрестности Монмартра.

Работы Проспера Марилья, художника, не получившего в свое время признания и рано умершего, весьма немногочисленны. Он был влюблен в природу Востока и писал почти исключительно виды Египта. «Берег Нила» — отличный образец его живописной манеры, ясной и поэтичной.

Иной была творческая судьба мариниста Теодора Гюдена. Полотна художника встречались с энтузиазмом, ему не удавалось удовлетворить поступавшие со всех сторон заказы. Картина «Буря на море» с ее драматическим настроением, широким охватом пространства и тонко разработанным колоритом с самой лучшей стороны характеризует искусство Гюдена.

Начало реалистическому направлению во французской живописи XIX века положил пейзаж барбизонской школы (в деревне Барбизон, к юго-востоку от Парижа, с начала 1830-х годов работала группа мастеров-пейзажистов во главе с Теодором Руссо). В противоположность представителям классицистической живописи, изображавшим обычно виды Италии, барбизонцы обратились к теме национального пейзажа. Любой простой пейзажный мотив, по их мнению, был достоин кисти художника. Они передавали бесконечное разнообразие природы, ощутимую материальность ее форм, изменчивость освещения. Субъективности романтиков в трактовке сюжета они стремились противопоставить большую объективность в наблюдении и отображении окружающего мира.

Слова Руссо, что самая «обыкновенная природа является неисчерпаемым материалом для искусства», находят свое полное воплощение и в первой его капитальной работе«Вид в окрестностях Гранвиля». Скромная сельская местность вблизи маленького городка на нормандском побережье явилась для художника объектом самого пристального наблюдения. Его интересует все — поверхность и структура почвы, кроны и стволы деревьев, характер облаков, просветы голубого неба и, наконец, люди, именно те, которые живут тут и как бы являются частью этой природы. Таков же и его «Пейзаж с пахарем».

Жюль Дюпре — один из ведущих мастеров барбизонской школы, хотя в Барбизоне он почти не работал. В произведениях Дюпре современники всегда восхищались своеобразным эффектом в передаче ощущения влажного воздуха, сочности трав и древесной листвы, а также рефлексами света, отражающимися на поверхности воды.

Картины Диаза — «Лесная дорога» и «Пейзаж с сосной»— относятся к тому периоду творчества, когда художник сблизился с барбизонцами и стал более пытливо вглядываться в окружающую природу, как бы стремясь проникнуть в тайну ее обыденной и вечно изменчивой красоты. Он как никто другой сумел передать то впечатление, которое испытывает человек, находящийся в лесу в атмосфере мерцающего освещения от лучей солнца, пробивающихся сквозь листву деревьев.

В русле барбизонской школы развивалось творчество выдающихся французских анималистов Констана Тройона и Шарля Жака, чьи произведения хорошо представлены в Эрмитаже. Свежая по колориту «Дорога в роще» Тройонаодна из его поздних работ — является примером чистого пейзажа, без излюбленных художником анималистических мотивов. Наоборот, картина Жака «Пастушка со стадом в поле» представляет все самое характерное в его искусстве: умение органически соединить изображение животных с окружающей их природой.

Шарль Добиньи мало работал в Барбизоне, но по существу творчества и взглядов на искусство он тесно связан с этой группой французских пейзажистов. Почти все произведения (кроме больших полотен, которые он, как Руссо и Дюпре, писал в ателье) исполнены художником с натуры. Его излюбленными пейзажными мотивами были широкие равнины, зеркальная гладь воды (такова его картина «Пруд»), поля и селения, расположенные по берегам рек и озер, восход солнца, сияние луны на ночном небе.

Значительное и в то же время обособленное место в французской живописи XIX века занимает творчество Камиля Коро. Внимательное наблюдение природы, непосредственность и искренность восприятия мира роднят Коро с Руссо и его сторонниками, но каждый его пейзаж прежде всего — пейзаж-настроение, полный тонкой, интимной задушевности; в этом отличие художника от большинства барбизонцев. В произведениях Коро нет и свойственных романтизму подчеркнутой эмоциональности, драматизации содержания, подчинения увиденного воображаемому. Его кисть любой пейзажный мотив превращала в поэтический, ни в чем не отступив от достоверного. Искусство Коро до конца его дней шло по восходящей линии, подтверждением этому могут служить две поздние его картины — «Крестьянка, пасущая корову у опушки леса» и «Пейзаж с коровами».

По направленности творчества Анри Арпиньи близок мастерам барбизонской школы. Выступив со своими картинами на четверть века позже, чем они, Арпиньи донес принципы реалистического пейзажа до начала ХХ века. «Пейзаж с двумя мальчиками, везущими хворост» — пример зрелых работ художника, несложных по композиции и стаффажу.

Феликс Зим известен преимущественно как автор многих картин и акварелей, изображающих виды Венеции и Константинополя. Но если эти его произведения, обычно яркие по колориту, подчеркнуто декоративные, не всегда отличались свежестью наблюдений, то в более ранних вещах, таких, например, как «Берег моря во время штиля», художник тонко уловил нюансы освещения и воздушной среды.

В. Н. Березина



    • Главная   • Комплекты и серии открыток по темам   • Музеи   • Эрмитаж. Французская живопись XIX века. Пейзаж.  

Талисман. Новый роман Татьяны Латуковой
Живопись История Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети Природа
По России Города России Петербург Москва Крым Украина Прибалтика Болгария Германия
Чехия Кавказ Средняя Азия       Дореволюционные открытки
Оценить открытку Заказать открытку Мастер-класс       Поздравительные открытки

© 1271.ru Коллекция открыток. Заметки филокартиста. Авторские открытки.
Последнее обновление: 08.11.2017. Всего открыток на сайте: 1714.

Контакты 
Профайл 
Карта сайта