Государственный Эрмитаж. Французская живопись XlX века. Выпуск 2. Пейзаж
16 открыток.
Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1983
Автор текста В. Н. Березина
Редактор О. А. Гасанова
Отпечатано в Чехословакии
Тираж 290 000
Цена 89 коп.
На обложке: ПЬЕР АТАНАЗ ШОВЕН. Итальянский пейзаж Фрагмент
На обороте обложки: ТЕОДОР РУССО. Пейзаж с пахарем. Фрагмент
ПЬЕР АТАНАЗ ШОВЕН. Итальянский пейзаж
ЖОРЖ МИШЕЛЬ. Пейзаж с мельницей
ПРОСПЕР МАРИЛЬЯ. Берег Нила
ТЕОДОР ГЮДЕН. Буря на море
ТЕОДОР РУССО. Вид в окрестностях Гранвиля
ТЕОДОР РУССО. Пейзаж с пахарем
ЖЮЛЬ ДЮПРЕ. Пейзаж с коровами
НАРСИС ДИАЗ ДЕ ЛА ПЕНЬЯ. Лесная дорога
НАРСИС ДИАЗ ДЕ ЛА ПЕНЬЯ. Пейзаж с сосной
КОНСТАН ТРОЙОН. Дорога в роще
ШАРЛЬ ЖАК. Пастушка со стадом в поле
ШАРЛЬ ДОБИНЬИ. Пруд
КАМИЛЬ КОРО. Крестьянка, пасущая корову у опушки леса
КАМИЛЬ КОРО. Пейзаж с коровами
АНРИ АРПИНЬИ. Пейзаж с двумя мальчиками, везущими хворост
ФЕЛИКС ЗИМ. Берег моря во время штиля
Основу эрмитажной коллекции французской пейзажной живописи первой половины и середины XIX века составляет реалистический пейзаж мастеров так называемой барбизонской школы. Однако в собрании имеется ряд пейзажей, написанных представителями классицистического и романтического направлений.
Пьер Атаназ Шовен, друг Энгра, долгие годы работавший в Риме, в своем творчестве сохранял верность строгим канонам классицизма. Его итальянские пейзажи отличаются кулисностью построения, непременным изображением архитектурных памятников, холодным ясным колоритом и четким рисунком.
Создателем первых романтических пейзажей во французской живописи был Жорж Мишель. Замкнутый, отрицавший условности современной городской жизни, Мишель предпочитал находиться наедине с природой и только ей посвящал свое творчество. Его излюбленной натурой сделались пустынные в ту пору холмы Монмартра близ Парижа. Он писал их многократно при разной погоде и в разное время года, писал такими, какими они открывались его взору и состоянию его души. Одной из таких картин, тревожной по настроению и сумрачной по колориту, является «Пейзаж с мельницей», запечатлевший окрестности Монмартра.
Работы Проспера Марилья, художника, не получившего в свое время признания и рано умершего, весьма немногочисленны. Он был влюблен в природу Востока и писал почти исключительно виды Египта. «Берег Нила» — отличный образец его живописной манеры, ясной и поэтичной.
Иной была творческая судьба мариниста Теодора Гюдена. Полотна художника встречались с энтузиазмом, ему не удавалось удовлетворить поступавшие со всех сторон заказы. Картина «Буря на море» с ее драматическим настроением, широким охватом пространства и тонко разработанным колоритом с самой лучшей стороны характеризует искусство Гюдена.
Начало реалистическому направлению во французской живописи XIX века положил пейзаж барбизонской школы (в деревне Барбизон, к юго-востоку от Парижа, с начала 1830-х годов работала группа мастеров-пейзажистов во главе с Теодором Руссо). В противоположность представителям классицистической живописи, изображавшим обычно виды Италии, барбизонцы обратились к теме национального пейзажа. Любой простой пейзажный мотив, по их мнению, был достоин кисти художника. Они передавали бесконечное разнообразие природы, ощутимую материальность ее форм, изменчивость освещения. Субъективности романтиков в трактовке сюжета они стремились противопоставить большую объективность в наблюдении и отображении окружающего мира.
Слова Руссо, что самая «обыкновенная природа является неисчерпаемым материалом для искусства», находят свое полное воплощение и в первой его капитальной работе«Вид в окрестностях Гранвиля». Скромная сельская местность вблизи маленького городка на нормандском побережье явилась для художника объектом самого пристального наблюдения. Его интересует все — поверхность и структура почвы, кроны и стволы деревьев, характер облаков, просветы голубого неба и, наконец, люди, именно те, которые живут тут и как бы являются частью этой природы. Таков же и его «Пейзаж с пахарем».
Жюль Дюпре — один из ведущих мастеров барбизонской школы, хотя в Барбизоне он почти не работал. В произведениях Дюпре современники всегда восхищались своеобразным эффектом в передаче ощущения влажного воздуха, сочности трав и древесной листвы, а также рефлексами света, отражающимися на поверхности воды.
Картины Диаза — «Лесная дорога» и «Пейзаж с сосной»— относятся к тому периоду творчества, когда художник сблизился с барбизонцами и стал более пытливо вглядываться в окружающую природу, как бы стремясь проникнуть в тайну ее обыденной и вечно изменчивой красоты. Он как никто другой сумел передать то впечатление, которое испытывает человек, находящийся в лесу в атмосфере мерцающего освещения от лучей солнца, пробивающихся сквозь листву деревьев.
В русле барбизонской школы развивалось творчество выдающихся французских анималистов Констана Тройона и Шарля Жака, чьи произведения хорошо представлены в Эрмитаже. Свежая по колориту «Дорога в роще» Тройонаодна из его поздних работ — является примером чистого пейзажа, без излюбленных художником анималистических мотивов. Наоборот, картина Жака «Пастушка со стадом в поле» представляет все самое характерное в его искусстве: умение органически соединить изображение животных с окружающей их природой.
Шарль Добиньи мало работал в Барбизоне, но по существу творчества и взглядов на искусство он тесно связан с этой группой французских пейзажистов. Почти все произведения (кроме больших полотен, которые он, как Руссо и Дюпре, писал в ателье) исполнены художником с натуры. Его излюбленными пейзажными мотивами были широкие равнины, зеркальная гладь воды (такова его картина «Пруд»), поля и селения, расположенные по берегам рек и озер, восход солнца, сияние луны на ночном небе.
Значительное и в то же время обособленное место в французской живописи XIX века занимает творчество Камиля Коро. Внимательное наблюдение природы, непосредственность и искренность восприятия мира роднят Коро с Руссо и его сторонниками, но каждый его пейзаж прежде всего — пейзаж-настроение, полный тонкой, интимной задушевности; в этом отличие художника от большинства барбизонцев. В произведениях Коро нет и свойственных романтизму подчеркнутой эмоциональности, драматизации содержания, подчинения увиденного воображаемому. Его кисть любой пейзажный мотив превращала в поэтический, ни в чем не отступив от достоверного. Искусство Коро до конца его дней шло по восходящей линии, подтверждением этому могут служить две поздние его картины — «Крестьянка, пасущая корову у опушки леса» и «Пейзаж с коровами».
По направленности творчества Анри Арпиньи близок мастерам барбизонской школы. Выступив со своими картинами на четверть века позже, чем они, Арпиньи донес принципы реалистического пейзажа до начала ХХ века. «Пейзаж с двумя мальчиками, везущими хворост» — пример зрелых работ художника, несложных по композиции и стаффажу.
Феликс Зим известен преимущественно как автор многих картин и акварелей, изображающих виды Венеции и Константинополя. Но если эти его произведения, обычно яркие по колориту, подчеркнуто декоративные, не всегда отличались свежестью наблюдений, то в более ранних вещах, таких, например, как «Берег моря во время штиля», художник тонко уловил нюансы освещения и воздушной среды.
В. Н. Березина
|