Коллекция открыток. Заметки филокартиста Коллекция открыток. Заметки филокартиста  
Живопись Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети История Природа
По России Города России Крым Украина Прибалтика Болгария Кавказ Средняя Азия

Комплект открыток «Русские художественные лаки»

Издательство «Планета». Москва. 1981 год
В комплекте 18 открыток и обложка
Фото В.Тужикова, И.Стин, Е.Облезова
Автор текста Б.Коромыслов
Формат 15 x 10.5 см
Тираж 500 000
Цена одной открытки 5 коп.
Цена комплекта 1 руб. 18 коп.
Калининский полиграфический комбинат
Издание получило диплом оргкомитета «Олимпиады 80»


Обложка комплекта открыток. В.Д.Антонов «Пряхи». Федоскино
На 1 странице обложки
В.Д.Антонов
«Пряхи»
Федоскино. Коробка. Фрагмент. 1970-е гг.


В конце XVIII века в подмосковном сельце Данилково, ныне Федоскино, было организовано производство художественных изделий из лакированного папье-маше с миниатюрной живописью. До 1902 года федоскинские лаки назывались «лукутинскими» по фамилии владельцев предприятия. Теперь это — Федоскинская ордена «Знак Почета» фабрика миниатюрной живописи.

Материалом для изготовления изделий служат картонные полосы, смазанные клейстером, навитые на каркас, спрессованные, пропитанные льняным маслом и высушенные. Ларцы, шкатулки, коробки различных размеров из папье-маше с наружной стороны покрывают черным грунтом и лаком, а изнутри окрашивают в красный цвет. Федоскинские миниатюристы пишут масляными красками в сложной системе трехслойной классической живописи. Художники нередко врезают в лаковую поверхность изделий тонкие пластинки перламутра, накладывают на лак сусальное золото, припорашивают поверхность под роспись алюминиевым порошком — и тогда живопись приобретает особую звучность, декоративность.

Характерная особенность лукутинской миниатюры — тесная связь с русской литографией, станковой живописью и народным лубком XIX века. Именно отсюда исходят знаменитые федоскинские «тройки», «хороводы», «чаепития». Лихие русские тройки с нарядными седоками, мчащиеся по заснеженным просторам, либо по пыльным летним дорогам, создают и сегодня наследники старых мастеров — эти сюжеты стали как бы эмблемой промысла.

В искусстве федоскинских живописцев находят отражение сказочные, исторические, песенно-лирические сюжеты, пейзажи Подмосковья и темы современной действительности. Художники Федоскина успешно работают над воплощением образов В. И. Ленина и его соратников, а также выдающихся деятелей русской культуры. Применяют в Федоскине и традиционные для промысла способы оригинального декора лаковой поверхности коробочек: «шотландку», напоминающую тканый геометрический орнамент, и «скань» — узор из мелких металлических звездочек, листиков, розеток, «цировку», вызывающую аффект сияния, и «черепашку» — искусную имитацию красками узора черепаховой кости.

После Великой Октябрьской социалистической революции организованы новые лаковые производства в Палехе, Мстере и Холуе. Раньше эти села были известны как последние центры иконописного ремесла, которое возникло во Владимиро-Суздальском крае еще в XIII — XIV веках. Палех обладал своим стилем — «палехским пошибом иконописания», мастерские художники имитировали большие иконописные школы в так называемых «подстаринных письмах», а мастера Холуя писали главным образом «расхожие» дешевые иконы, близкие народной крестьянской росписи и лубку. Кроме того, палешане и мстерцы славились как искусные реставраторы древних икон и фресок.

В советское время лучшие мастера Палеха, Мстеры и Холуя освоили новый вид искусства — миниатюрную живопись по папье-маше, переняв технологию изготовления изделий у федоскинцев. В их произведениях нашли отражение лучшие художественные традиции древнерусской живописи. Нынешние мастера сохранили в новом искусстве технологические принципы тончайшей живописи темперными красками, а также некоторые общие схемы композиций и форм: декоративные «горки», «палаты», «древесы». Были найдены новые темы, образы, своеобразные приемы письма по масляному грунту.

В процессе формирования миниатюрного искусства Палеха, Мстеры и Холуя определились различия между ними. Палехская живопись как бы «расплескивается» по черной лаковой поверхности изделий. Красочный узор на одеждах, деревьях, зданиях сплошь устилают золотые штрихи и орнаменты. Миниатюры обычно пронизаны бурлящими ритмами. Смысл изображения, будь то фантастическая битва, былинный сюжет или тема из современной жизни, передается посредством выразительных поз и жестов, как в пантомиме. Живопись дополняет сложный и тонкий орнамент на боковых сторонах изделий, выполненный творёным золотом с поразительной виртуозностью.

Мстерская миниатюра при первом впечатлении кажется как бы замкнутым пейзажем, обрамленным узорной полоской золотого орнамента. Миниатюрное панно на крышке изделия приковывает взгляд красотой мерцающих красок. Вглядишься — и мир полусказки, полуяви открывается перед глазами. В этом мире, пронизанном светом, живут и действуют персонажи сказочные, былинные, исторические, современные.

Искусству мастеров Холуя присущи, с одной стороны, подчеркнутая декоративность, с другой — любовь к реальному пейзажу с деревьями, кустами, травами и цветами. В первом случае художники проявляют богатство фантазии, создавая произведения на исторические и сказочные . сюжеты, во втором — отражают впечатления от окружающего мира. Среди таких изделий интересны миниатюры на темы из жизни родного села, виды древнерусских городов Владимира, Суздаля, Ярославля и других.

Особое место среди русских лаков занимает промысел, возникший в деревне Жостово под Москвой в 182б году, Это расписные подносы, заготовки для которых штампуют из листового железа на механических прессах, но мастера-кузнецы могут выковать и подносы уникальные, подчиняясь замыслу автора. Заготовки грунтуют, покрывают черным лаком и после этого расписывают.

Жостовская роспись выполняется масляными красками без предварительного рисунка. Это сочно и ярко исполненные букеты из садовых и половых цветов, вписанных в глубокий черный фон. Наряду с цветами жостовские мастера могут создавать и натюрморты из фруктов, а также стилизованные пейзажи. Готовую роспись, как и живопись на изделиях из папье-маше, покрывают несколькими слоями прозрачного масляного лака и полируют до зеркального блеска.

Изделия мастеров Федоскина, Палеха, Мстеры, Холуя и Жостова украшают наш быт, воспитывают вкус, прививают любовь к народному творчеству. Ежегодно они демонстрируются на выставках и ярмарках как у нас в стране, так и за рубежом. На смену старым живописцам приходят молодые талантливые художники, они бережно хранят и развивают богатые традиции народных мастеров которыми издавна славилась земля русская. Б. Коромыслов

Открытка. П.А.Митяшкин «Кирибеевич». Холуй
На клапане обложки
П.А.Митяшкин
«Кирибеевич»
Холуй. 1970-е гг.


Открытка. Л.А.Фомичев «Восстановление Успенского собора во Владимире». Мстера
Л.А.Фомичев
«Восстановление Успенского собора во Владимире»
Мстера. Шкатулка. Фрагмент. 1960-е гг.


Открытка. Л.Г.Зуйков «Игра в теннис». Мстера
Л.Г.Зуйков
«Игра в теннис»
Мстера. Шкатулка. 1971 г.


Открытка. Л.А.Фомичев «Битва у золотых ворот». Мстера
Л.А.Фомичев
«Битва у золотых ворот»
Мстера. Коробка. 1966 г.


Открытка. Ю.М.Ваванов «Первый велосипед». Мстера
Ю.М.Ваванов
«Первый велосипед»
Мстера. Шкатулка. 1971 г.


Открытка. Ю.В.Карапаев «Песнь Севера». Федоскино
Ю.В.Карапаев
«Песнь Севера»
Федоскино. Коробка. 1972 г.


Открытка. И.И.Страхов «Осень». Федоскино
И.И.Страхов
«Осень»
Федоскино. Коробочка. 1973 г.


Открытка. Ю.В.Карапаев «Рябинушка». Федоскино
Ю.В.Карапаев
«Рябинушка»
Федоскино. Панно. 1975 г.


Открытка. В.Д.Антонов «Русская зима». Федоскино
В.Д.Антонов
«Русская зима»
Федоскино. Шкатулка. 1970-е гг.


Открытка. Б.И.Киселёв «Московский Кремль». Холуй
Б.И.Киселёв
«Московский Кремль»
Холуй. Коробочка. Фрагмент. 1969 г.


Открытка. В.И.Фомин «Боярин Орша». Холуй
В.И.Фомин
«Боярин Орша»
Холуй. Шкатулка. Фрагмент. 1973 г.


Открытка. И.И.Голиков «Сельскохозяйственные работы». Палех
И.И.Голиков
«Сельскохозяйственные работы»
Палех. Шкатулка. Фрагмент. 1924 г.


Открытка. М.И.Шемаров «Об Иване Голикове». Палех
М.И.Шемаров
«Об Иване Голикове»
Палех. Фрагмент. 1969 г.


Открытка. В.М.Ходов «Вся власть Советам!». Палех
В.М.Ходов
«Вся власть Советам!»
Палех. Пластина. Фрагмент. 1969 г.


Открытка. К.М.Мельников «Лампочка Ильича». Палех
К.М.Мельников
«Лампочка Ильича»
Палех. Коробка. Фрагмент. 1969 г.


Открытка. И.В.Ливанова «Первый спутник». Палех
И.В.Ливанова
«Первый спутник»
Палех. Коробочка. Боковая сторона. 1972 г.


Открытка. А.Кледова
«Цветы». Жостово
А.Кледова
«Цветы»
Жостово. Поднос. 1970-е гг.


Открытка. Н.П.Антипов «Пионы». Жостово
Н.П.Антипов
«Пионы»
Жостово. Поднос. 1973 г.


Открытка. Н.Н.Гончарова «Праздничный». Жостово
Н.Н.Гончарова
«Праздничный»
Жостово. Поднос. 1976 г.




    • Главная   • Комплекты и серии открыток по темам   • Искусство   • Русские художественные лаки  

Талисман. Новый роман Татьяны Латуковой
Живопись История Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети Природа
По России Города России Крым Украина Прибалтика Болгария Кавказ Средняя Азия
Оценить открытку Заказать открытку         Поздравительные

© 1271.ru Коллекция открыток. Заметки филокартиста. Авторские открытки.
Последнее обновление: 12.04.2017. Всего открыток на сайте: 1425

Контакты 
Профайл 
Карта сайта