Смоленский государственный объединенный
исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник.
Русская живопись XVIII — XIX веков
Комплект из 13 открыток.
Издательство «Советский художник». 1981
Тираж 40 000.
Цена 43 коп.
На обложке: С. С. ЩУКИН. Мужской портрет. 1807
Ф. С. РОКОТОВ
Портрет неизвестной в светло-сером платье
Ф. А. ТУЛОВ
Портрет П. М. Муравьевой
В. А. ТРОПИНИН
Портрет мальчика А В. Яковлева
И. К. АИВАЗОВСКИЙ
Зимний обоз в пути
Ф. А. ВАСИЛЬЕВ
Тополя
И. И. ШИШКИН
Бурелом
К. А. САВИЦКИЙ
Девочка за прялкой
В. И. СУРИКОВ
Казак в шапке. Этюд к картине «Покорение Сибири Ермаком»
Л. Ф. ЛАГОРИО
Залив Золотой Рог
С. А. ВИНОГРАДОВ
Нищие
В. А. СЕРОВ
Портрет М. К. Тенишевой
В. Д. ПОЛЕНОВ
В Крыму
И. И. ЛЕВИТАН
Серый день
Смоленский музей-заповедник владеет богатой и разнообразной коллекцией произведений русского, советского и западноевропейского искусства, а также уникальным собранием произведений русского народного творчества.
После Великой Октябрьской социалистической революции в музей поступило много произведений изобразительного искусства из музеев и частных коллекций.
Один из интересных разделов экспозиции — русская живопись XVIII — XIX веков.
Портретный жанр был широко распространен в русской живописи XVIII века. Большим своеобразием, неповторимостью творческой индивидуальностью отличаются портреты, созданные Ф. С. Рокотовым.
«Портрет неизвестной в светло-сером платье» относится к 1770-м годам московского периода творчества художника, когда образы людей в его портретах особенно одухотворены, а колорит обретает необычайную изысканность и благородство от присутствия пепельных тонов и «дымки», в которой словно растворено изображение. Молодая женщина, изображенная на портрете, типичная «рокотовская» модель с нежным овалом лица, с темными глазами, смотрящими на зрителя грустно и чуть загадочно. Применение лессировок в живописи портрета дает тончайшие оттенки серо-зеленого, пепельно-розового цвета, придающие изысканную красоту колориту.
С. С. Щукин — художник академической школы, ученик Д. Г. Левицкого писал портреты людей придворного круга, но никогда его кисть не была унижена лестью. Портреты его безыскусственны и строги. «Портрет мужчины» написан в характерной для этого художника суховатой манере живописи, с присущей ей серо-дымчатой гаммой.
Портрет П. М. Муравьевой малоизвестного крепостного художника Ф. А. Тулова, работавшего в Могилевской и Калужской губерниях в первой половине XIX века, написан в технике, близкой русской живописной школе второй половины XVIII века, что говорит о профессиональной подготовке мастера. В этом портрете художник передает индивидуальные черты портретируемой, не идеализируя их, ее характер. Поза модели живая, естественная, лицо серьезное.
В становлении реалистического искусства первой половины XIX века большую роль сыграло творчество В. А. Тропинина. С особой любовью он пишет портреты людей, близких ему. «Портрет мальчика А. В. Яковлева» раскрывает
характер детски непосредственный. Ярко освещенное лицо на темном фоне передает все оттенки настроения мальчика.
Крупнейший русский маринист И. К. Айвазовский представлен в музее полотном, необычным по тематике для художника,— «Зимний обоз в пути». Картина передает своеобразную красоту русской зимы с ее серебристо-голубыми красками и глубокими синими тенями на снегу, инеем на деревьях и туманной далью.
70 — 80-е годы ХIХ века были временем высших достижений в творчестве передвижников.
Творчество Ф. А. Васильева связано с передовым искус ством второй половины XIX века. В 17 лет он сблизился
с И. И. Шишкиным, стал его учеником, но, овладев мастерством, пошел в пейзаже другой дорогой. Пейзаж «Тополя» относится ко времени пребывания художника на Украине. Мотив его прост, непритязателен, Но художник драматизирует природу, ищет в ней романтическое начало.
Беспредельная любовь к русской природе, верность натуре и поразительная работоспособность отличали И. И. Шишкина. В пейзаже его влекла одна тема — лес.
Содержание этюда «Бурелом» — драма в жизни природы - темная, мрачная чаща леса и на переднем плане вырванное с корнем могучее дерево.
Наиболее ярко демократические тенденции искусства второй половины XIX века проявились в бытовой живописи. В этюде «Девочка за прялкой» К. А. Савицкий с теплым чувством изобразил маленькую пряху, старательно и увлеченно занятую своей работой.
В жанре исторической живописи выдающимися были достижения в творчестве В. И. Сурикова. Этюд «Казак в шапке» к картине «Покорение Сибири Ермаком» тщательно проработан. В изображенном в профиль лице сильного, мужественного человека передан индивидуальный характер и в то же время типизированы черты сибирского казака.
Этюд написан плотными мазками, с преобладанием в гамме насыщенного красновато-коричневого цвета.
Реалистическое искусство передвижников было ведущим направлением в русском искусстве второй половины XIX века. Но академическое искусство продолжает свое существование. В его традициях продолжает работать последователь И. К. Айвазовского — Л. Ф. Лагори. В музее
представлен его пейзаж «Залив Золотой Рог».
Всю жизнь художник А. С. Виноградов в своим творчестве был верен крестьянской теме. В этюде «Нищие» красота солнечного летнего дня, яркой зелени особенно остро ощущается рядом с фигурами нищих, лица которых печальны, замкнуты.
Творчество В. А. Серова составляет эпоху в русском искусстве XIX — начала ХХ века. Блестящий мастер психологического портрета передал в портрете М. К. Тенишевой обаяние и ум этой богато одаренной и широко образованной женщины. Колорит портрета сдержан, цветовая гамма включает оттенки серого, коричневого, охристого. В. Д. Поленов, чье имя связано с эпохой передвижничества, проявил себя во многих жанрах, но с наибольшей полнотой его талант раскрылся в пейзаже, в пленэрной живописи. Этюд «В Крыму» по-своему раскрывает красоту природы горного края. Этот уголок Крыма солнечен, уютен, лишен экзотики. В небольшом этюде художник сумел передать красоту природы в ясных, безупречно пластически вылепленных формах.
Как никто другой, раскрыл душу русской природы в своих пейзажах И. И. Левитан. Лето 1895 года он провел в Тверской губернии. Этюд «Серый день» относится к этому времени. Художник рисует уголок России в ненастный день. Серенькое низкое небо и серая вода озерка перекликаются по цвету. Зелень берега, такая разнообразная в оттенках, написана мелкими мазками. Бесконечную грусть вызывает этот такой знакомый пейзаж.
В данный комплект открыток включена лишь небольшая часть произведений русских художников XVIII — ХIХ веков пз экспозиции галереи.
В. Ф. Платонова
|