Живопись Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети История Природа |
По России
Города России
Петербург
Москва
Крым
Украина
Прибалтика
Болгария Германия Чехия Кавказ Средняя Азия |
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Комплект из 16 открыток с текстовым вкладышем.
Между старинными замоскворецкими улицами Большими Ордынкой и Полянкой, по соседству с Государственной Третьяковской галереей в феврале 1971 года открылся Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Его экспозиция, рассказывающая о русском портретном искусстве XVIII — XIX веков, разместилась в специально приспособленном под музей небольшом жилом особняке с садам — памятнике московской культуры и быта середины прошлого столетия В 1885 году в особняке поселилась интеллигентная купеческая семья Петуховых. В 1900-х годах дом в Щетининском, бывшем Малом Екатерининском переулке, стал одним из культурных центров Замоскворечья, а его хозяева участвовали в организации художественных выставок, покупали картины и были членами Общества содействия Московской городской художественной галерее П. и С. Третьяковых. Последний владелец особняка, этнограф и экономист, профессор Н. Г. Петухов (1879 — 1965), оставил свой дом по завещанию известному московскому коллекционеру и старейшему музейному работнику Ф. Е. Вишневскому для хранения его собрания. За десятки лет Вишневский собрал значительную коллекцию русских портретов. В 1969 году вместе с полученным по завещанию домом он передал эту коллекцию в дар Москве для организации музея. Экспозиция Тропининского музея, воссоздающая в произведениях искусства духовную атмосферу прошлого века, носит камерный характер. Тематическая направленность экспозиции позволяет познакомиться с портретным искусством этого времени, если и не полнее, то, быть может, интимнее и бли>ке, чем в большом музее. Зритель как бы прибли>кается к эпохе и начинает замечать не только блистательные имена, но саму атмосферу, создавшую и подготовившую их появление. К середине XVIII века русский портрет представляет сложный сплав, в котором уже прочно вошедшая в обиход реалистическая трактовка модели иногда сочеталась с иконно-парсунными, идущими от традиции древнерусского искусства, живописными приемами. Творчество одного из первых портретистов И. Я. Вишнякова (1699 — 1761) было связано с многовековой национальной культурой живописи и одновременно выражало новые тенденции в развитии искусства середины XVIII столетия. Выходец из семьи иконописцев получил художественные навыки в русской школе Московской Оружейной палаты. Уверенно владея рисунком и приемами масляной живописи, Вишняков-портретист стремился к точной передаче внешности модели и убедительной ее характеристике. В портрете М. С. Бегичева художнику удалось индивидуализировать облик портретируемого. )Кестковатографичная по силуэту фигура молодого военного, поданная в динамичном развороте, мужественное с неправильными чертами лицо со скептически-холодноватым взглядом говорят о его независимом характере и четкой жизненной позиции. С большим умением Вишняков передает материальность костюма Бегичева. Сочетание сложного красного и изысканно-золотистого цветов одежды свидетельствует о декоративном мастерстве художника. Однако у Вишнякова еще ощутимы парсунные приемы в передаче формы и решении пространства. Вторая половина ХЧП1 столетия — время расцвета русской портретной живописи. Человеческая личность становится предметом пристального внимания художников. В искусстве утверждается интерес к внутреннему миру человека. Особое развитие получает форма интимного, небольшого по размеру изображения, в которой художники стремились передать «души изменчивой приметы». В портретах Ф. С. Рокотова (1735—1808), может быть, впервые появляется высокая одухотворенность и тонкая поэтичность образа. В совершенстве владея живописной техникой, Рокотов пишет свои модели легко и свободно. В темных мерцающих фонах его портретов сияют прозрачно-розовые лица с удлиненным разрезом глаз и загадочной полуулыбкой. Высшего расцвета достигло искусство Рокотова в 1760 — 1770 годы. Этим временем датируется портрет «Неизвестного из семьи Воронцовых». Младший современник Рокотова В. Л. Боровиковский (1757 — 1825), продолжая в своем творчестве развитие интимного портрета, наполнил его новым, психологическим содержанием. Как художник он сформировался в 1790-х годах, в период общественного затишья после подавления восстания Пугачева и крушения просветительских идеалов. «Портрет В. А. Томиловой» выражает настроение умиротворенности и легкой грусти. Молодая женщина в условном пейзаже — среди голубоватой зелени и роз — излюбленный образ Боровиковского. Художник с пластической убедительностью передает неправильные черты миловидного лица модели, ее поза, свободного кроя платье, небрежно накинутая шаль, полуразвитые локоны прически выражают состояние психологической раскованности, так свойственной женским образам Боровиковского. Более емкие характеристики дает в своих портретах современник Тропинина О. А. Кипренский (1782-1836), выразивший романтические настроения первых двух десятилетий XIX века. Портрет в это время-один из ведущих жанров. В нем художники достигли глубокого постижения человеческой натуры. Острой психологической характеристикой отличается портрет крупного сановника Ю. П. Литты. Он выполнен сдержанно, в сложно-тональной колористической гамме. Ни одна деталь не подчеркивает высокое общественное положение Литты. Все внимание художника переключено на лицо портретируемого. На портрете запечатлен духовно свободный, обладающий высоким человеческим достоинством человек. В. А. Тропинин (1780—1857) явился наследником художественных традиций предшествующего времени. Крепостной по рождению, не получивший законченного специального образования, он упорным изучением натуры и образцов искусства добился того, что стал самобытным мастером бытового, особенно жанрового портрета. Тропинин и Венецианов выразили идеалы и настроения 1-й половины ХIХ столетия, когда в искусстве появился новый демократический герой. Жизнь на Украине дала Тропинину очень много для освоения натуры. С 1810—1820 годов 'в его творчество входят образы людей из народа. Серия народных типов — украинских поселян, слуг, служанок, женшин-рукодельнИц — вклад Тропинина в реалистическое искусство. В этюде «Ямщик с кнутовищем» художник живо передал свои непосредственные наблюдения. Покрасневшее от ветра и мороза морщинистое лицо и натруженные руки немолодого человека, наблюдательный, чуть с хитрецой взгляд исподлобья, естественная поза, фрагментарность композиции, в которой крупным планом дана голова ямщика,— убеждают в психологической достоверности образа. Он лишен внешней эффектности и идеализации. Тропинин один из первых в русской живописи создал портрет рабочего — ваятеля-самоучки каменщика С. К. Суханова. Портрет интересен тем, что художник написал конкретного человека в будничной обстановке, одновременно передал в его облике черты вечного народного созидательного начала. Это произведение создано в годы творческой зрелости Тропинина. Оно удачно по композиции, точно по рисунку, строго по колориту, построенному на переходах серо-коричневых, оливковых сиреневых тонов. Простота, естественность, высокие моральные критерии, свойственные художнику и отразившиеся в творчестве, сделали Тропинина-портретиста популярным в Москве. В 1820 — 1840 годах ему позировали писатели, актеры, художники, общественные деятели, сановники, поэты; он написал целые семейства-Оболенских, Карзинкиных, Киселевых, Мазуриных и др. Разностороннюю человеческую и социальную характеристику дает Тропинин выходцу из крепостных, просвещенному купцу-промышленнику Д. В. Киселеву. Его облику придает особое обаяние сочетание простоты и ума, отшлифованного образованием и интеллектуальными занятиями. В портрете ощущается доброжелательность художника, симпатизирующего модели. Выразительностью характеристики выделяется портрет «Неизвестного сановника с орденом Марии-Терезии». Несмотря на детальную выписку орденов, помогающих раскрыть социальное положение изображаемого, Тропинин в первую очередь показывает его как человеческий тип. Главным для художника остается лицо, выражающее глубокий ум, жизненную силу, энергию и большую внутреннюю собранность. Тропинину-портретисту свойственно проникать в мир изображенного, показывать его по-домашнему, естественно. Люди на его полотнах не позируют, а живут привычной жизнь>о. Тропинин не вводит в картины эффектные детали. Простота и гуманность его искусства подкупает и зрители. Цель художника — человек во всей сложности его личности и жизненных обстоятельств. По творческим принципам близок Тропинину и П. Ф Соколов, создавший особый тип камерного, акварельного портрета. Портретное творчество Тропинина и художников его круга, которыми завершается экспозиция музея, заканчивает развитие интимного по трета в русском искусстве, который к середине XIХ века переживает кризис. Начинаются поиски нового содержания и пластических форм в портрете, получивших воплощение в творчестве «передвижников» — Перова, Репина Крамского и др.
|
Живопись История Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети Природа |
По России
Города России
Петербург
Москва
Крым
Украина
Прибалтика
Болгария
Германия
Чехия Кавказ Средняя Азия Дореволюционные открытки |
Оценить открытку Заказать открытку Мастер-класс Поздравительные открытки |
© 1271.ru Коллекция открыток. Заметки филокартиста. Авторские открытки. Последнее обновление: 08.11.2017. Всего открыток на сайте: 1714. | Контакты Профайл Карта сайта |