Коллекция открыток. Заметки филокартиста Коллекция открыток. Заметки филокартиста  
Живопись Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети История Природа
По России Города России Петербург Москва Крым Украина Прибалтика
Болгария Германия Чехия Кавказ Средняя Азия

Архангельский областной музей изобразительного искусства

Комплект из 13 открыток в обложке, с текстовым вкладышем
Издательство «Советский художник». 1978 год.
Тираж 40 000
Цена одной открытки 3 копейки
Цена комплекта 43 копейки

Комплект открыток Архангельский музей
На обложке: Венецианов А.Г. Портрет Настеньки Хавской


Открытка. Архангельский музей
Рокотов Ф.С. Портрет неизвестной с голубыми лентами


Открытка. Архангельский музей
Брюллов К.П. Портрет В.А. Мусина-Пушкина


Открытка. Архангельский музей
Тропинин В.А. Сплетница


Открытка. Архангельский музей
Боголюбов А.П. Спуск корабля


Открытка. Архангельский музей
Жуковский С.Ю. Старая усадьба


Открытка. Архангельский музей
Шишкин И.И. Лес с горы


Открытка. Архангельский музей
Нестеров М.В. М.К.Холмогоров (Этюд к картине «На Руси»)


Открытка. Архангельский музей
Рерих Н.К. Волхов. Ладога


Открытка. Архангельский музей
Богданов-Бельский Н.П. Визитеры


Открытка. Архангельский музей
Моравов А.В. Старый зал


Открытка. Архангельский музей
Архипов А.Е. Молодая крестьянка в красной кофте


Открытка. Архангельский музей
Коровин К.А. Амбары


Открытка. Архангельский музей
Айвазовский И.К. Море. Закат



Архангельский музей изобразительных искусств один из самых молодых музеев нашей страны. Он основан в 1960 году на базе художественной коллекции областного краеведческого музея. Активная экспедиционная и собирательская деятельность музея значительно пополнила его собрание.

Основу отдела русского дореволюционного искусства составили небольшое количество произведений, переданных в Архангельск Академией художеств в 1916 году, Государственным Русским музеем в 1930 году и Государственным музейным фондом в 1921 году. Более половины включенных в подборку открыток произведений приобретены музеем в последние годы.

Своим умением «души изменчивой приметы переносить на полотно» славен Ф. С. Рокотов (1735—1808), тончайший и поэтичнейший мастер XVIII века. «Портрет неизвестной с голубыми лентами» — характерная для восьмидесятых годов работа художника. Благородное достоинство прочитывается в лице этой женщины, за любезно сдержанной улыбкой и насмешливым взглядом скрывающей мир своих чувств и настроение. Цветовое решение полотна, построенное на игре множества серебристо-голубых оттенков, сообщает портрету живописную красоту.

Гордостью музейного собрания стал принадлежащий кисти К. П. Брюллова (1799 — !852) «Портрет графа В. А. Мусина-Пушкина» (1838), личности для своего времени замечательной. Член Северного тайного общества, после разгрома восстания декабристов проведший несколько месяцев в Петропавловской крепости, человек этот своим умом, мужеством и благородством заслужил уважение современников. По своим художественным достоинствам портрет стоит в одном ряду с лучшими произведениями Брюллова 1830-х годов.

Образы детей всегда привлекали А. Г. Венецианова (1780-1847). «Портрет Настеньки Хавской» (1826) передает живое обаяние и непосредственность детского характера. Считая, что повседневная обстановка наиболее способствует естественному и правдивому изображению человека, Венецианов окружает девочку предметами, которые она особенно любит и к которым привыкла.

В творчестве В. А. Тропинина (1776 — 1857) особое место занимают произведения, представляющие так называемый жанр в портрете. Бытовой достоверностью образа отличается его «Сплетница» (конец 1820-х годов). Хотя занятие, за которым ее застает художник, отнюдь не достойно похвалы, Тропинин пишет ее беззлобно, с добродушной иронией и теплотой. Для исследователей искусства художника этот неоконченный портрет представляет несомненный интерес, так как позволяет понять живописную манеру автора. Мастерство А. П. Боголюбова (1824 — 1896) придавать маленькому этюду завершенность картины в полной мере проявилось в его работе «Спуск корабля» (1886). Художник общим цветовым и композиционным построением этюда подчеркнул i.праздничность и торжественность момента.

С именем С. Ю. Жуковского (1873—1944) обычно связывают тему лирического усадебного пейзажа, который вошел в русскую живопись в начале ХХ века В «Старой усадьбе» (!9!1) художник повторил излюбленный мотив ранней весны. Есть особая поэзия в этих притихших парках, наполненных ожиданием весны, которая угадывается по тонкому голубому покрову последнего снега и по звонкой прозрачности и свежести воздуха, наполняющего пространство. Художник свободно и легко владеет кистью, несколькими мазками создает на полотне тонкие ветви и солнечные лучи.

Простое, спокойное, очень трезвое повествование о природе и ее жизни заключено в пейзаже И. И. Шишкина (1832-1898) «Лес с горы» (1895). Характерный для художника мотив могучего хвойного леса, его пристальное изучение натуры в полной мере видим мы и в данном пейзаже. Он относится к тому периоду творчества художника, когда на смену угрюмому сумраку лесных чащ в его живопись пришло иное настроение. Об этом говорят освещенные теплыми солнечными лучами стройные сосны, высокое чистое небо и убегающая в даль тропинка.

Включенный в экспозицию портрет «М. К. Холмогорова» п()служил М. В. Нестерову (1862 — 1942) этюдом для головы Ивана Грозило в картине «На Руси». Построенный весь на острых углах, на контрасте холодного лица и ярко-рыжей бороды образ монаха своим гневным и решительным выражением созвучен образу грозного царя.

К серии архитектурных пейзажей старинных русских городов относится картина Н. К. Рериха (1874 — 1947) «Волхов. Ладога». Рерих видит мир глазами людей той далекой эпохи, когда природа представлялась им исполненной таинственного смысла и неизведанных сил. Поэтому так окаменело застыли зеленые холмы, проросшие валунами, так настороженно мерцает сине-фиолетовым отблеском зелень, и белокаменный храм слился с землей. Глубоким контрастом к холодным тонам зелени и синевы реки звучат золотисто-желтые облака. Странный холодный свет освещает изнутри этот безлюдный пейзаж, наполненный торжественной тишиной.

Известный своим умением живо и свежо воспроизводить сцепки из жизни крестьянских ребятишек Н. П. Богданов-Бельский (1868 — 1945) в картине «Визитеры» (1913) вновь обращается к миру своих излюбленных образов. Тонкой разработкой строго цвета пленяет «Старый зал» А. В. Моравова (1878 — 1951). Грустью веет от этих покинутых комнат, где чинно расставлена мебель и застыли портреты навсегда ушедших хозяев. Но кто-то откроет дверь, вытрет пыль с блестящей поверхности стола, и голоса вновь нарушат тишину этого зала...

Музей обладает первоклассной работой А. Е. Архипова (1862 — 1930) «Молодая крестьянка в красной кофте» (1920). Пышущая здоровьем и радостью жизни девушка написана темпераментно и широко. Кажется, художник задорно играл кистью, создавая пламенеющие ткани ее одежд, горизонтальное оконце, через которое врывается солнце, намечая нехитрую обстановку деревенского дома.

Ранние работы К. А. Коровина (1861 — 1939) связаны с традициями передвижников. В этюде «Амбары» (1886) сказалось пристрастие художника к изображению окраин деревни. В живой и непосредственной передаче быстро сгущающихся сумерек угадывается будущая темпераментная живопись художника.

Испытанные средства романтического пейзажа использует И. К Айвазовский (1817 — 1900) в небольшой картине «Море. Закат» (1896). Эффектное зрелище разбушевавшегося моря и парусника подчеркивается контрастом золотистого заката с синевой прозрачных волн.

Музей постоянно дополняет свои коллекции, Последующие выпуски открыток смогут познакомить читателей с малоизвестными полотнами русских мастеров.

Е. Ружникова


Смотрите также:
Архангельск. 1980-е



    • Главная   • Комплекты и серии открыток по темам   • Музеи   • Архангельский областной музей изобразительного искусства  

Талисман. Новый роман Татьяны Латуковой
Живопись История Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети Природа
По России Города России Петербург Москва Крым Украина Прибалтика Болгария Германия
Чехия Кавказ Средняя Азия       Дореволюционные открытки
Оценить открытку Заказать открытку Мастер-класс       Поздравительные открытки

© 1271.ru Коллекция открыток. Заметки филокартиста. Авторские открытки.
Последнее обновление: 08.11.2017. Всего открыток на сайте: 1714.

Контакты 
Профайл 
Карта сайта