Живопись Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети История Природа |
По России
Города России
Петербург
Москва
Крым
Украина
Прибалтика
Болгария Германия Чехия Кавказ Средняя Азия |
Архангельский областной музей изобразительного искусстваКомплект из 13 открыток в обложке, с текстовым вкладышем
Архангельский музей изобразительных искусств один из самых молодых музеев нашей страны. Он основан в 1960 году на базе художественной коллекции областного краеведческого музея. Активная экспедиционная и собирательская деятельность музея значительно пополнила его собрание. Основу отдела русского дореволюционного искусства составили небольшое количество произведений, переданных в Архангельск Академией художеств в 1916 году, Государственным Русским музеем в 1930 году и Государственным музейным фондом в 1921 году. Более половины включенных в подборку открыток произведений приобретены музеем в последние годы. Своим умением «души изменчивой приметы переносить на полотно» славен Ф. С. Рокотов (1735—1808), тончайший и поэтичнейший мастер XVIII века. «Портрет неизвестной с голубыми лентами» — характерная для восьмидесятых годов работа художника. Благородное достоинство прочитывается в лице этой женщины, за любезно сдержанной улыбкой и насмешливым взглядом скрывающей мир своих чувств и настроение. Цветовое решение полотна, построенное на игре множества серебристо-голубых оттенков, сообщает портрету живописную красоту. Гордостью музейного собрания стал принадлежащий кисти К. П. Брюллова (1799 — !852) «Портрет графа В. А. Мусина-Пушкина» (1838), личности для своего времени замечательной. Член Северного тайного общества, после разгрома восстания декабристов проведший несколько месяцев в Петропавловской крепости, человек этот своим умом, мужеством и благородством заслужил уважение современников. По своим художественным достоинствам портрет стоит в одном ряду с лучшими произведениями Брюллова 1830-х годов. Образы детей всегда привлекали А. Г. Венецианова (1780-1847). «Портрет Настеньки Хавской» (1826) передает живое обаяние и непосредственность детского характера. Считая, что повседневная обстановка наиболее способствует естественному и правдивому изображению человека, Венецианов окружает девочку предметами, которые она особенно любит и к которым привыкла. В творчестве В. А. Тропинина (1776 — 1857) особое место занимают произведения, представляющие так называемый жанр в портрете. Бытовой достоверностью образа отличается его «Сплетница» (конец 1820-х годов). Хотя занятие, за которым ее застает художник, отнюдь не достойно похвалы, Тропинин пишет ее беззлобно, с добродушной иронией и теплотой. Для исследователей искусства художника этот неоконченный портрет представляет несомненный интерес, так как позволяет понять живописную манеру автора. Мастерство А. П. Боголюбова (1824 — 1896) придавать маленькому этюду завершенность картины в полной мере проявилось в его работе «Спуск корабля» (1886). Художник общим цветовым и композиционным построением этюда подчеркнул i.праздничность и торжественность момента. С именем С. Ю. Жуковского (1873—1944) обычно связывают тему лирического усадебного пейзажа, который вошел в русскую живопись в начале ХХ века В «Старой усадьбе» (!9!1) художник повторил излюбленный мотив ранней весны. Есть особая поэзия в этих притихших парках, наполненных ожиданием весны, которая угадывается по тонкому голубому покрову последнего снега и по звонкой прозрачности и свежести воздуха, наполняющего пространство. Художник свободно и легко владеет кистью, несколькими мазками создает на полотне тонкие ветви и солнечные лучи. Простое, спокойное, очень трезвое повествование о природе и ее жизни заключено в пейзаже И. И. Шишкина (1832-1898) «Лес с горы» (1895). Характерный для художника мотив могучего хвойного леса, его пристальное изучение натуры в полной мере видим мы и в данном пейзаже. Он относится к тому периоду творчества художника, когда на смену угрюмому сумраку лесных чащ в его живопись пришло иное настроение. Об этом говорят освещенные теплыми солнечными лучами стройные сосны, высокое чистое небо и убегающая в даль тропинка. Включенный в экспозицию портрет «М. К. Холмогорова» п()служил М. В. Нестерову (1862 — 1942) этюдом для головы Ивана Грозило в картине «На Руси». Построенный весь на острых углах, на контрасте холодного лица и ярко-рыжей бороды образ монаха своим гневным и решительным выражением созвучен образу грозного царя. К серии архитектурных пейзажей старинных русских городов относится картина Н. К. Рериха (1874 — 1947) «Волхов. Ладога». Рерих видит мир глазами людей той далекой эпохи, когда природа представлялась им исполненной таинственного смысла и неизведанных сил. Поэтому так окаменело застыли зеленые холмы, проросшие валунами, так настороженно мерцает сине-фиолетовым отблеском зелень, и белокаменный храм слился с землей. Глубоким контрастом к холодным тонам зелени и синевы реки звучат золотисто-желтые облака. Странный холодный свет освещает изнутри этот безлюдный пейзаж, наполненный торжественной тишиной. Известный своим умением живо и свежо воспроизводить сцепки из жизни крестьянских ребятишек Н. П. Богданов-Бельский (1868 — 1945) в картине «Визитеры» (1913) вновь обращается к миру своих излюбленных образов. Тонкой разработкой строго цвета пленяет «Старый зал» А. В. Моравова (1878 — 1951). Грустью веет от этих покинутых комнат, где чинно расставлена мебель и застыли портреты навсегда ушедших хозяев. Но кто-то откроет дверь, вытрет пыль с блестящей поверхности стола, и голоса вновь нарушат тишину этого зала... Музей обладает первоклассной работой А. Е. Архипова (1862 — 1930) «Молодая крестьянка в красной кофте» (1920). Пышущая здоровьем и радостью жизни девушка написана темпераментно и широко. Кажется, художник задорно играл кистью, создавая пламенеющие ткани ее одежд, горизонтальное оконце, через которое врывается солнце, намечая нехитрую обстановку деревенского дома. Ранние работы К. А. Коровина (1861 — 1939) связаны с традициями передвижников. В этюде «Амбары» (1886) сказалось пристрастие художника к изображению окраин деревни. В живой и непосредственной передаче быстро сгущающихся сумерек угадывается будущая темпераментная живопись художника. Испытанные средства романтического пейзажа использует И. К Айвазовский (1817 — 1900) в небольшой картине «Море. Закат» (1896). Эффектное зрелище разбушевавшегося моря и парусника подчеркивается контрастом золотистого заката с синевой прозрачных волн. Музей постоянно дополняет свои коллекции, Последующие выпуски открыток смогут познакомить читателей с малоизвестными полотнами русских мастеров. Е. Ружникова Смотрите также:
|
Живопись История Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети Природа |
По России
Города России
Петербург
Москва
Крым
Украина
Прибалтика
Болгария
Германия
Чехия Кавказ Средняя Азия Дореволюционные открытки |
Оценить открытку Заказать открытку Мастер-класс Поздравительные открытки |
© 1271.ru Коллекция открыток. Заметки филокартиста. Авторские открытки. Последнее обновление: 08.11.2017. Всего открыток на сайте: 1714. | Контакты Профайл Карта сайта |