Живопись Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети История Природа |
По России
Города России
Петербург
Москва
Крым
Украина
Прибалтика
Болгария Германия Чехия Кавказ Средняя Азия |
Подборка открыток «Архитектура средневековой Европы. Готика»
Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1973.
ФАХВЕРКОВЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА НА РЫНОЧНОЙ ПЛОЩАДИ В МИЛЬТЕНБУРГЕXIV — XV век. Германия
Жилые дома Германии, в которых жили бюргеры среднего достатка, мало чем отличались от городских домов других европейских стран. Дома эти были в два-три-четыре этажа, с высокой крутой двускатной крышей, декорированной шпицом, иногда узкие в три окна, иногда более широкие. Их торцовая сторона была обращена на улицу. Соседние дома, как правило, были почти одной высоты и тесно примыкали друг к другу, образуя сплошную линию улицы. Вертикали, четко прослеживаемая в готических жилых домах, и связанная с этим динамичность фасада, образуемая часто резными шпицами, башенками, а с XV века и замысловатой формы печными трубами, сообщали средневековому городу несколько беспокойный, но очень живой и веселый вид. На силуэт дома, улицы, площади обращали в те времена особенное внимание. Город был, кроме того, и многоцветным. Черепицы разных цветов на крышах, фахверковые дома с балками одного цвета, а плоскостями другого, окна, на многих из которых красовались геральдические щиты, выложенные из разноцветных стекол, яркие вывески, раскрашенные скульптуры городских фонтанов усиливали впечатление живописности города. Средневековые миниатюры и фоны на картинах художников XV века, представляющие виды городов и отдельных улиц, подтверждают, что готические города были чрезвычайно эффектны. Бюргерские жилые дома имели обыкновенно такую планировку: на первом этаже — лавка, выходящая на улицу и комната, обращенная во двор, на втором этаже — большой зал, главное помещение дома, третий этаж — спальни, на чердаках небольшие жилые комнаты и складские помещения. За домом располагался двор с подсобными помещениями, почти всегда колодец, иногда сад-огород. На юге Европы жилые дома строили иэ камня, в средней, в северных областях чаще всего пользовались кирпичом, в Западной Германии преобладали фахверковые строения. Фахверк — постройка, стены которой представляют собой видимый снаружи остов из системы деревянных стоек, подкосов, между которыми закладываются другие материалы (кирпич, доски, каменные или другие какие-либо плиты). На открытке представлен типичный фахверковый бюргерский дом. В отличие от более ранних фахверков, где вертикальные брусья шли на всю высоту дома, здесь употребили брусья в один этаж, Это дало воэможность располагать помещения более свободно, позволило этажам вырастать один над другим. СТАРОГОРОДСКАЯ БАШНЯ КАРЛОВА МОСТА В ПРАГЕ 1380 — 1420 годы.Архитектор П. Парлерж. Чехословакия
Чешская готика создала памятники архитектуры, которые по смелости новаторской мысли, высоким строительным и художественным качествам стоят в одном ряду с первоклассными памятниками западноевропейской готики. Выдающимся чешским архитектором и скульптором был Петр Парлерж (1330 — 1399), глава семьи. С 1358 года он возглавлял мастерскую по строительству пражского собора св. Вита, участвовал в сооружении Карлова моста со Старогородской башней, начатого в 1357 году, капеллы Всех святых в Граде и других построек в Праге. В галерее трифория собора св. Вита сохранился портретный бюст мастера. При строительстве Карлова моста Парлерж блестяще решает инженерные и художественные задачи, создан самый красивый мост в Европе того времени. Входы на мост открываются мощными башнями. Одна из башен Старого города строилась под руководством Петра Парлержа. Башни являлись прежде всего укрепленными бастионами. Оборонительное значение башен сыграло роль во время гуситских войн (1419 — 1434). Старогородская башня состоит из трех ярусов, отделенных друг от друга узкими карнизами. Нижний ярус целиком занимают проездные ворота в виде стрельчатой арки с профилированными архивольтами на кронштейнах, завершенной готическим крестоцветом. В двух верхних этажах находятся перекрытые крестовыми сводами помещения. Средний ярус фасада украшен трехлепестковой декоративной арочкой под общим треугольным декоративным фронтоном. В центре фронтона — скульптурная группа, высеченная из песчаника, работы самого Парлержа. Пластическое убранство имел и фасад, выходящий на мост, но в 1648 году оно было уничтожено шведами. Эта уникальная постройка оказала воздействие на архитектуру Старой Праги. Творчество Петра Парлержа знаменует собой вершину готического искусства в Чехии. ВОДЯНЫЕ СЛИВЫ НА ЗАПАДНЫХ ХОРАХ СОБОРА В НАУМБУРГЕСередина XIII века. Германия
Скульптурное убранство готических фасадов в Германии было менее развито, чем во Франции, культура немецких храмов обычно сосредоточена во внутреннем помещении, она не столь обильна и менее зависима от архитектуры. Кроме того, немецкая скульптура более характерна, в ней ярче проявились черты народности и скульптурного реализма. Наиболее полным выражением этих тенденций являются скульптурные циклы одного из величайших созданий готического искусства Германии — Наумбургского собора. На целое столетие раньше, чем во Франции, появилась здесь портретная скульптура. В интерьере собора мастер создал гениальный по своей целостности и ху. дожественной значимости скульптурный ансамбль. Существует мнение, основанное на впечатлении глубокого соответствия между зодчеством и пластикой, что Наумбургский скульптор был и архитектором собора. Наружная скульптура Наумбургского собора немногочисленна и строго функциональна. Здесь представлены водяные сливы на хорах церкви. По существу, сливы не очень и видны зрителю, но готические мастера не оставляли без внимания ни одну из деталей постройки. Скульптура сообщает соизмеримость архитектурному обрамлению, делает акцент на более значимых деталях. Здесь изображены простолюдины, с какой-то деловой готовностью высунувшиеся из стрельчатых отверстий; в их спинах проделаны желоба, а через отверстие во рту стекает вода. Характерность поз, динамичность движений, великолепие пластических линий говорят о большом художнике. Водостоки очень выразительны: в солнечный день их силуэты отчетливо выступают на фоне собора, в дождливую погоду они как бы гневно выплевывают вниз потоки воды. СВОДЫ ЗАЛА КАПИТУЛА СОБОРА В СОЛСБЕРИ1220 — 1270 годы. Англия
Для английской готической религиозной архитектуры характерно размещение подсобных построек рядом с основным храмом. К собору в Солсбери с юга примыкают разница, клуатр, зал капитула, ряд бытовых построек. Английские залы капитула, предназначенные для каноников кафедральных соборов, составляющих совет при епископе, как правило, имели в плане форму правильных многоугольников. Внутри здания перекрывались крестовыми сводами, сходящимися к единственной опоре в середине зала. Свод зала капитула собора в Солсбери типичен для английской ранней готики. Ажурная легкость и декоративное разнообразие перекрытий явно заметны уже в XIII веке. От континентальной готики английская отличается не только внешним, но и внутренним обликом. Благодаря богатой обработке окон, сложному плану устоев, великому множеству нервюр на сводах интерьеры английских церквей выглядят чрезвычайно нарядно. И если такие ранние памятники, как Солсбери, еще сдержанны, то поздний период отличает безудержное стремление к внешним эффектам, к гипертрофии формальных строительных достижений готики. На сводах капитула в Солсбери еще заметны как несущие, так и несомые элементы, а, например, своды капеллы замка в Виндзоре (1460 — 1483) превращены в декоративную оболочку, образованную фантастически-сложными звездчатыми, веерообразными и сетчатыми сплетениями. В английской архитектуре часто употребляют термины «ланцетовидный стиль» для XIII века и «украшенный стиль» для XIV, XV столетие называют «перпендикулярным стилем». СОБОР В КЕЛЬНЕНачат в 1248 году, строился в основном в XIII — XIV веках,
Кельнский собор — крупнейший собор Германии. Его огромный хор, сооруженный между 1248 — 1322 годами, — почти точная копия хора Амьенского собора. Известны имена двух первых строителей — мастера Жерара (1257) и его сына Арнольфа (1308). Трансепт и продольный корпус, в котором план Амьенского собора переработан, был спроектирован, вероятно, только около 1322 года мастером Иоганном. После 1450 года строительство двигалось медленно и здание оставалось недостроенным до XIX столетия, когда (в 1814 году) нашли старые чертежи и закончили сооружение. Для Кельнского пятинефного собора характерна необычайная вышина среднего нефа, поднимающегося над боковыми с отношением 5:2. Фасад собора с двумя башнями, достигающими 160 метров высоты, построен в XIX веке. Он несет отпечаток сухости и схематизма. Собору присуще типичное для поздней готики обилие изощренного архитектурного декора, покрывающего все детали конструкции, беспокойно колеблющегося, бегущего, сплетающегося в каменные кружева. Произошел процесс уничтожения плоскости стены, ее полная дематериализация. Внутренность собора своей высотой (высота среднего нефа 43,5 м) и заостренностью своих форм подавляет человека. Поздняя готика в Германии имеет особые черты. Преобладающее значение в конце XIV — начале XV века получает тил зальной церкви, архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство. Энергия общего движения ввысь ослабевает. Если раньше господствовало впечатление линейности, продуманной ясности конструкции, то в поздней готике возникает живописная неопределенность форм, трактованных более свободно и произвольно с точки зрения конструктивной логики. Одни архитектурные части незаметно переходят в другие, столбы сливаются с системой арок, ребра сводов становятся плоской декорацией. Украшения приобретают самодовлеющий, произвольный характер, развиваясь в бесчисленное множество причудливых линейных мотивов. СОБОР В СОЛСБЕРИ1220 — 1266 годы. Англия
В отличие от Франции, где городские церкви возводились главным образом на средства мирян, английские соборы строились в основном как монастырские учреждения. Отсюда и их заметная разница от готических французских и немецких религиозных построек. Как правило, английские храмы в плане узкие, длинные и довольно низкие. Отношение ширины к длине в них приблизительно 1:6, тогда .как во Франции 1:4. Трансепт, который в континентальных готических храмах отодвинут к ' востоку и слабо выражен, в английских церквах находится почти посредине и выступает на юг и север очень значительно (место трансепта предназначалось для духовенства). Алтарный конец собора замыкается не полукружиями апсид, а прямой стеной, в которой пробивается огромное окно. Из-за небольшой высоты церквей контрфорсы и аркбутаны в английских постройках малы и не очень заметны. Так как собор принадлежал монастырю, то рядом с ним строились и различные подсобные помещения: ризницы, зал капитула, клуатр, библиотеки, хозяйственные постройки. Одним из лучших памятников английской ранней готики является собор в Солсбери. Собор очень длинный (140 метров), довольно узкий, в нем имеется два трансепта, один из которых, западный, находится почти посредине церкви. Башня над трансептом является господствующим мотивом ансамбля (ее высота 135 метров почти равна длине храма). К собору примыкают различные постройки, что еще больше подчеркивает впечатление растянутости и приземистости сооружения. Так как отдельные части ансамбля разнятся по высоте не слишком заметно, то получается своеобразный вид расходящихся как бы веером от центральной башни строений. Важную роль для собора имеет природное окружение, которое позволяет видеть его с разных сторон. СОБОР В МИЛАНЕ. АРКБУТАНЫЗакончен в начале XIX вака. Италия
В Северной Италии готика была более распространена, чем на остальных итальянских землях. В Милане даже был построен «самый готический» собор в мире. Построек» собора была начата в 1386 году утвердившимися в городе герцогами Висконти. Герцоги задались целью создать одно из чудес света. Они определили необычайно большие размеры собора и очень дорогой материал — белый мрамор. К 1431 году здание было доведено до сводов нефа, и затем на протяжении столетий достраивались его остальные части. Фасад был закончен лишь в начале XIX вака. Миланский собор — это действительно «чудо», но скорее по роскоши и размерам (вмещает до 40 тысяч человек), чем по художественным достоинствам. Он кажется каким-то резным, почти кружевным. Здесь мало что осталось от тектонической ясности классической поры готики: бесконечно количество фиалов, вимпергов, трепетно движение леса аркбутанов, пинаклой, арок и арочек, столбов и колонок. Бесчисленные конструктивно малооправданные детали, которые харат>ерны для поры «пламенеющей» готики и в других странах, здесь доведены до предела. На репродукции представлена одна из частей верхней конструкции здания. Аркбутаны, появившиеся в готике для уравновешивания и устойчивости опор, в Миланском соборе, по существу, почти не работают, так как перепад высоты нофов собора довольно незначителен, и вообще сооружение, как это, тяготеющее вширь, может иметь их в самом минимальном количестве. Видно, с какой тщательностью обработана, изрезана, доведена почти до нематериальности каждая деталь постройки, даже та, которую можно видеть, лишь приблизившись к ней. Известны имена архитек-торов, строивших собор: s 1402 — 1448 здесь работали ломбардцы Симоне де Орсениго, Малко Фризоне да Камппоне, Филиппо дельи Органы из Модены, в 1452 — 1454 — Антонио «.1»ули но, а также многие французские и немецкие зодчие. ЗАМОК ЭЛЬТЦ1150 год — конец XV века. Германия
В XII — XV веках в Германии, как и во всей Западной Европе, воздвигалось много замков и других крепостных сооружений с мощными стенами и башнями, донжонами и дворцами. В связи с введением огнестрельного оружия в ХV веке крепостное зодчество претерпевает существенные изменения. Это отразилось на увеличении толщины стен, изменении расположения и характера бойниц, форме самих башен. Большинство крепостных сооружений опоясывалось дополнительным кольцом стен, между которыми устраивались различного рода отсеки, Вместе с тем уделяется больше внимания планировке дворцовь х, жилых и служебных помещений замков, которые становятся более удобными, залы отделываются более роскошно. Внутри замка прежняя независимость отдельных частей, когда каждое помещение имело отдельный вход, собственную лестницу, уступает более обобщенным и более широким пространствам. Замок обрасгал многочисленными пристройками, число помещений увеличивалось; их внешний облик становился все более живописным. Готические черты сказывались на декоре. Например, окна пробиваются и по внешней стороне здания, проемы окон и дверей приобретают стрельчатую форму, крыши делаются очень высокими и двускатными, над проходами по углам ставятся башенки, пинакли, выносятся за стены эркеры. Замок Эльтц — типичный средневековый замок. Расположен он на горе, господствующей над местностью. Очертания его стен получили излом сообразно неправильности площадки, на которой он построен. Замок Эльтц начал сооружаться в 1150 году, строился вплоть до XIII века; в 1472 году строительство возобновляется, затем он реконструируется, и окончательное завершение сооружение получает лишь в конце XV-второй половине XVI века, времени, когда замки из военных укреплений превратились в роскошные дворцы. СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ (НОТР-ДАМ ДЕ ПАРИ)Начат в 1163 году, строился в основном в XII — XIII веках. Франция
Время зарождения готики — время сложения единого французского национального государства и укрепления королевской власти, опиравшейся в своей борьбе против местных феодалов на городские коммуны. Главными заказчиками общественных построек стали города и отчасти король, основным типом городского сооружения — городской собор, вместо господствовавшей ранее монастырской церкви. Главным собором Франции был Нотр-Дам де Пари — собор Парижской богоматери. Здесь венчались короли на царство, отправлялись важнейшие богослужения, а также читались университетские лекции. Собор был заложен в 1163 году. Строительство началось с хора, главный корпус был завершен в 1196 году, западный портал с фасадами закончен в основном к 1208 году. Отдельные части собора достраивались вплоть до середины XIII века, тогда же крылья трансепта получили по дополнительной травее (пространство под одним крестовым, сомкнутым сводом). Для увеличения вместимости между сильно выступавшими наружу контрфорсами были встроены капеллы. Контрфорсы с венком капелл, окружавших хоры, в XIV ваке охватили собой все здание. Зодчий Жан де Шель строил собор в середине XIII века, он был автором системы легких и весьма изящных аркбутанов. Несмотря на то что собор создавался в течение более столетия, он поражает органичностью своего архитектурного образа. Знаменитый западный фасад собора с его богатой скульптурной декорацией считается лучшим творением ранней французской готики. В нем преобладают горизонтальные линии и плоскости. Один из двух ярко выраженных ярусов завершается «королевской галереей» — арочным фризом, образующим ленту ниш с 28 статуями. Окно-роза занимает всю плоскость средней части стены, радиус его служит модулем для остальных проемов фасада. Над вторым ярусом на последнем этапе строительства поставлена аркада на тонких колонках, служащая переходом от тяжелых масс низа к вертикали башен. ПОРТАЛ СОБОРА ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ (НОТР-ДАМ ДЕ ПАРИ)1210 — 1230-е годы. Франция
Самая красивая часть в наружности готического храма — главный западный фасад. По общему правилу при фасаде с ' двумя башнями внутрь ведут три портала, соответствующие трем главным нефам. Убранство фасадов больших французских соборов скульптурой представляет собой нечто грандиозное. В бесчисленных рельефах и статуях отражена вся совокупность верований, представлений о мироздании, вся религиозная история человечества, от грехопадения до страшного суда. Портал украшался скульптурой по строго определенной схеме: центральный западный — посвящался Христу, иногда мадонне, правый обычно мадонне, левый — местному чтимому святому. На столбе, разделяющем двери центрального портала на 'две половины и поддерживающем архитрав, помещалась большаяэ статуд Христа, мадонны или святого. Здесь представлен портал собора Парижской богоматери — портал Девы Марии. Строгая торжественность, и суровая простота характеризуют почти всю пластику собора. Обособление человеческого образа от орнаментального убранства стены, начатое еще в романской архитектуре, нашло здесь свое продолжение. Позы статуй стали свободнее и естественнее, фигуры поавильчее и стройнее, ритмы разнообразнее. Драпировки одежд уже не растворяются в общем узоре архитектурного орнамента, а повторяют движения фигур, жесты теперь связываются не столько с традиционными схемами, сколько подчиняются характеристике образа и возможной жизненной ситуации, хотя и в весьма общей форме. В рельефе превалирует высокая, почти круглая лепка. Человеческая фигура воспроизводится приблизительно в натуральную величину, что облегчает уяснение масштаба здания. ДВОРЕЦ ДОЖЕЙ (ПАЛАЦЦО ДУКАЛЕ) В ВЕНЕЦИИМежду 1310 — 1340 годами, весь XV и частично XVI век, Италия
Дворец дожей в Венеции — самый знаменитый и самый величественный из правительственных дворцов Верхней Италии. Строительство дворца началось в 1309 гаду с южного, обращенного и морю фасада. Этот фасад послужил образцом для фасада, выходящего на Пьяцетту, который был построен только в 1423 — 1438 годах и строился архитекторами Дж. и Б. Буон. Достраивался, частично реконструировался и украшался дворец в течение всего XV и частично в XVI веке. Вначале он строился как большой зал для собрания граждан Венеции, затем он сделался официальной резиденцией дожа. Нижний этак палаццо открывается широкими стрельчатыми арками на коротких толстых колоннах без баз (их 36), им соответствует двойное число аркад второго этажа, третий и четвертый этажи выложены розовым и желтым мрамором в виде узора из ромбов. Наружная декорация дворца в основе готическая: стрельчатые арки, пышный раститель. ный орнамент капителей, широкие оконные проемы с заостренным завершением, зу чатый резной карниз по верху Но, как повсюду в Италии, готика с ее ярко выраженным стремлением к вертикалям скорее дополняет, чем создает облик палаццо. Легкий и динамичный готический стиль разрушил мрачность образа, но не уничтожил стенные плоскости, не внес впечатления беспокойства. В основе конструкции,дворца лежат итальянская традиционная горизонтальность линий, идущая от античных построек, и византийский принцип гражданской архитектуры. Дворец дожей до сего времени является одним из красивейших зданий Венеции и одним из центральных пунктов всего его городского ансамбля. РАТУША (ПАЛАЦЦО ПУББЛИКО) В СИЕНЕ1288 — 1309 годы. Крылья надстроены в 1680 году. Италия
Появление готики в Италии приходится на XIII — начало XIV века, то есть на время, когда экономические и социальные условия здесь изменяются — зарождаются капиталистические отношения. Быстрый рост городов, неравномерность развития отдельных областей обусловили обилие и разнообразие местных художественных школ. В этот период закладываются основы Возрождения, и готические формы не находят в Италии широкого распространения, хотя и оказывают определенное влияние, особенно на архитектуру. В Сиене, в одном из самых развитых городов тогдашней Италии, в XII t и начале XIV века был построен муниципальный дворец, названный «палаццо Пубблико». Своей суровой внешностью и зубцами карнизов дворец как бы воскрешает идею крепостей, защищающих вольности города. Квадратная башня дворца, построенная в 1338 — 1349 годах под руководством архитекторов братьев Минуччо и Франческо ди Ринальдо из Перуджи, поднимается поверх всех башен на дворцах синьоров. Интерьер ратуши бнл украшен фресками самых выдающихся сиенских живописцев того времени: здесь работали (1315) Симоне Мартини и (1337 — 1339) Амброджо Лоренцетти. Влияние готики сказалось на гражданских постройках гораздо меньше, чем на церковных. Палаццо Пубблико имеет стрельчатые, но приближающиеся по форме к полукруглым, арки окон и арматурный пояс, само здание уже не приземисто и мощно, а более стройно и изящно. Оно слегка изогнуто по фасаду, слегка повышено в средней части, и это придает дворцу некоторую динамичность, правда, весьма сдержанную. Ратуша построена из кирпича, и кладка вносит в его облик элемент декоративизма. Так, не очень явно, но все же ощутимо готический стиль сказался на постройках в тосканских землях. ЗАПАДНЫЙ ФАСАД МОНАСТЫРЯ ХОРИН В БРАНДЕНБУРГЕ1334 год. Германия
Во времена средневековья на севере и северо-востоке Германии почти единственным строительным материалом был кирпич. Так называемая «кирпичная готика» достигла расцвета особенно в таких городах, как Любек и Бранденбург. Кирпичные готические постройки имеют значительные отличия от каменных: фасад у них плоский, башни простые четырехугольные, скульптура, профили и резные детали почти не применяются для украшения. Объясняется это в основном,ем, что сам строительный материал — кирпич — не позволял выполнять сильно профилированные детали. Оформляли здание по обыкновению разнообразными способами кладки кирпича или кирпичами различных размеров и формы; иногда применяли цветные и глазурованные кирпичи. По представленному здесь западному фасаду трехнефной базилики монастыря Хорин в Бранденбурге можно судить о северных постройках времен готики. Портал по сравнению с порталами каменных готических храмов здесь весьма скромен: почти плоские ниши, незаметный вход, явно доминирует стена. Впечатление высоты достигается в Хорине вертикальной устремленностью ритмически повторяющихся незначительно выступающих за плоскость стены столбов. На севере Германии сохранились храмы, имеющие и гораздо более нарядный облик. Монастырские церкви вообще редко акцентировали внимание на входе. Однако для всей кирпичной готической архитектуры свойственны лаконичность и массивность форм. ИHTEPbEP BEPXHEЙ ЧACOВНИ CEHT-ШАПЕЛЬ В ПАРИЖЕ1246 — 1248 годы. Франция
Для готической архитектуры характерно создание сложных скульптурных и живописных ансамблей. При отсутствии больших плоскостей стены живописью готики иногда называют оконные витражи. В XII веке начали застеклять оконные переплеты бесцветными стеклами. В период между двумя крестовыми походами появились цветные витражи. Вначале это были инкрустации из полупрозрачных разноцветных стекол. Когда из стекол составляли композиции, то рисунок был простых очертаний. Цветные стекла соединялись гибкой оправой из свинца, а для большей прочности части наборной композиции скреплялись железными прутьями, жесткими перегородками, которые резали композицию на части. Позже решетке придавали изогнутую форму и включали ее в общий ритм целого. Применение дополнительной раскраски цветных стекол позволило перейти от чисто мозаичного принципа к более живописным решениям, увеличить размер отдельных стекол, свинцовая вязь меньше бросалась в глаза, а витраж приобретал легкость и прозрачность. В XV веке живописи витражей вступает на путь оптических иллюзий и теряет смысл собственно архитектурной живописи. Примером расцвета искусства архитектурного витража служат окна в капелле СентШапель. Придворная часовня Сент-Шапель — самое красивое парижское здание середины XIII века — была сооружена для хранения священных реликвий, привезенных из Иерусалима. Предполагают, что ее создателем был Пьер де Монтеро, один из творцов собора Нотр-Дам де Пари. Особенно великолепен интерьер часовни, вызвавший многочисленные подражания не только во Франции, но и в Англии. Подобно большинству замковых церквей, она состоит из двух капелп, расположенных одна под другой. Нижняя — предназначалась для придворных короля Людовика IX, верхняя — исключительно 'для королевского семейства и высших сановников. Колоссальные стрельчатые окна „верхней капеллы имеют высоту 15 метров. Здесь сохранились подлинные витражи XIII аека. Окна разделяют лишь пучки тонких колонок, сливающихся с нервюрами сводов... Интерьер как бы лишается стен, становясь легким, почти нематериальным.
|
Живопись История Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети Природа |
По России
Города России
Петербург
Москва
Крым
Украина
Прибалтика
Болгария
Германия
Чехия Кавказ Средняя Азия Дореволюционные открытки |
Оценить открытку Заказать открытку Мастер-класс Поздравительные открытки |
© 1271.ru Коллекция открыток. Заметки филокартиста. Авторские открытки. Последнее обновление: 08.11.2017. Всего открыток на сайте: 1714. | Контакты Профайл Карта сайта |