Комплекты и серии открыток по темам
Составление строгой рубрикации филокартической коллекции - непосильная задача, если учитывать сто особенностей того или иного выпуска отдельной открытки или целого комплекта. Для задач виртуальной галереи множественное ветвление рубрик и подрубрик обычно неудобно, поэтому мы ограничились самым простым вариантом, разделив все открытки на видовые и прочие, а все эти прочие разбив на несколько самых общих тем. Очевидно, что такой подход не учитывает всей специфики, но широкому читателю она и не нужна, да и для первичной систематизации коллекции простое тематическое распределение вполне достаточно.
В этом разделе собраны:
- комплекты открыток, которые выпускались в специальной обложке, зачастую и с вкладышем, на котором размещалась текстовая аннотация,
- серии открыток одной темы и одного издательства, которые выпускались почти одновременно, но продавались по одной штуке и приобретались как комплект по выбору покупателя,
- наборы открыток одной темы или одного художника, одного фотографа, но разных издательств,
- отдельные открытки, которые можно объединить по принципу некоей явной или не слишком явной общности.
| Крым Вероятно, крымские пляжи, горы и дворцы являлись самыми фотографируемыми объектами на всей территории СССР. Отдых в Ялте, крымские вина и шум моря были общим счастливым воспоминанием для миллионов советских людей нескольких поколений. Неудивительно, что и открыток с видами Крыма выпускалось невероятное количество - их раскупали и увозили взрослые отдыхающие, а также многочисленные дети, для которых открытка являлась самым доступным и понятным сувениром с летних каникул.
|
| Живопись Открытки с репродукциями были доступной альтернативой дорогим альбомам, многие собирали такие открытки по тематическим направлениям русской или французской живописи, картинам Возрождения или полотнам советского реализма. Для многих провинциальных городков и сел именно открыточные репродукции были окном в мир зарубежной живописи, как западно-европейской, так и восточной. Сложно представить сейчас мир без телевидения с множеством туристических программ или интернета с подробным описанием биографий художников и живописных особенностей его картин, однако именно цветные открытки с репродукциями предопределили форматы представлений произведений искусства на экранах.
|
| Искусство В рубрику Искусство вошли все темы, так или иначе относящиеся к этому многоплановому понятию, за исключением изобразительного искусства, под которое выделен отдельный раздел, и иллюстраций к литературным произведениям, которые также собраны отдельно. Архитектура, музыка, танец, декоративно-прикладное искусство - пока не набралось достаточного количества материала для создания отдельных рубрик, все искусства попадают сюда.
|
| Музеи Отдельная рубрика Музеев создает необходимость постоянной отсылки к видовому разделу, так как музеи часто идентифицируются прежде всего по месту своего расположения, однако сами открытки по содержанию представляют собой отдельный тип и изображений, и текстовых аннотаций, поэтому мы решили собрать их вместе. Да и не все музеи нуждаются в уточнении своего географического положения, а некоторые крупные даже можно назвать городом в городе, поэтому для музеев сложилась своя собственная рубрика, в которую попали и художественные галереи, и этнографические музеи и все музеи, какие только можно себе представить.
|
| Иллюстрации Комплекты открыток с иллюстрациями - приглашение читателя к прогулке по мостику между литературой и изобразительным искусством. Подобные открытки не были популярны у широкой публики, однако их покупали для школ и детских библиотек, с их помощью школьники и студенты оформляли доклады о жизни и творчестве классиков, их использовали для настенных газет в кабинетах литературы. А для художников это была отличная возможность популяризации своего творчества.
|
В коллекции собрано и значительное количество различных отдельных открыток. Их разбор и соединение по тем или иным тематическим или временным характеристикам - задача весьма отдалённого будущего.
Названия открыток указаны в соответствии с текстом на обороте открытки. В некоторых случаях название открытки может не совпадать с названием изображённой картины, специального сравнения мы не проводили. Грамматика, орфография и стилистика текстов сохранены в полном соответствии с оригиналом. Если автор считает, что правильно писать "пергамен", а не "пергамент", то и мы приводим текст как есть, без корректировок. Там, где есть пафосная советская риторика, она также сохранена без купюр и пояснений.
Сканирование открыток производилось в полуавтоматическом режиме, дополнительной обработке, за исключением выравнивания, изображения не подвергались. Эффекты размытости или муара, возникающие вследствие сканирования, не исправлялись и не ретушировались, так как изображения приведены для информативности ресурса, а не для какого-либо использования картинок.
|