Коллекция открыток. Заметки филокартиста Коллекция открыток. Заметки филокартиста  
Живопись Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети История Природа
По России Города России Петербург Москва Крым Украина Прибалтика
Болгария Германия Чехия Кавказ Средняя Азия

Петербург конца XVIII - начала XIX века
в акварелях и гравюрах Бенжамена Патерсена

Комплект из 16 открыток в обложке
Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1984
Тираж 195 000.
Формат 15 x 10.5 см
Цена одной открытки 5 к.
Цена комплекта 89 коп.

Комплект открыток с видами Петербурга Б.Патерсена


К началу XIX века Петербург, выросший за одно столетие со сказочной быстротой, превратился в один из красивейших городов мира. Прекрасное расположение на берегах полноводной Невы, широкие площади и прямые, как стрелы, проспекты, строгие гранитные набережные, величественные здания, возведенные по проектам талантливых архитекторов, зелень садов, многочисленные каналы, живописные острова — все это вместе взятое придавало городу неповторимое своеобразие и очарование. Строгая и стройная красота великолепной Северной Пальмиры, как часто называли Петербург в то время, глубоко и сильно воспринималась современниками. Mногие поэты, писатели, художники, как русские, так и иностранные, запечатлели в своих произведениях облик города.

Среди многочисленных иностранных художников, живших в России на рубежа XVIII — ХIХ веков и посвятивших свое творчество изображению Петербурга и русского быта того времени, особое место занимает швед Бенжамен Патерсен (1750 — 1815). Его по справедливости называют «наиболее одаренным и лиричным из иностранных изобразителей» северной столицы русского государства,

Открытка - Б.Патерсен - Набережная Невы
Б. Патерсен. Набережная Невы от Литейного двора до Марсова поля с Петербургской стороны. 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 50,0 х 65,6
Государственный Эрмитаж

На первом плане — берег Петербургской стороны; в глубине панорамы — застройки Гагаринской и части Дворцовой набережных; в центре — Летний сад (заложен в 1704 году, решетка сооружена в 1771 — 1784, архитекторы Ю. М, Фельтен и П. Е. Егоров); слева от сада, на углу Фонтанки у Прачечного моста (1766-1769) — дом Ф. В. Баура (1781 — 1784, архитектор Ю. М. Фельтен); левее — жилая застройка и здание Литейного двора (сооружен в 1711, перестроен в камне в 1730-х годах).


Открытка - Б.Патерсен - Дворцовая набережная
Б. Патерсен. Дворцовая набережная у Мраморного дворца от Петропавловской крепости. 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 51,5 x 65,5
Государственный Эрмитаж

На первом плане справа — бастион Петра I (строительство в камнt началось в 1717 году, архитектор Д. Трсзини; облицован гранитом в 1779 — 1783); в глубине за Новой — панорама Дворцовой набережной: слева — служебный корпус Мраморного дворца (1780 — 1788, архитектор П, Е, Егоров); Мраморный дворец (1768 — 1785, архитектор А, Ринальди); дом А. Кантемира (строился с 1721, архитектор В, В. Растрелли); далее — жилая застройка второй половины XVIII века. Набережные Нсвы одеты в гранит в 1763 — 1767.


Открытка - Б.Патерсен - Вид на Таврический дворец
Б. Патерсен. Вид на Таврический дворец со стороны Охты, 1799
Бумага, тушь, перо и акварель. 62,5 х 96,5
Государственный Эрмитаж

На первом плане — правый берег Невы и загородные дома второй половины XVIII вска. Слева за Новой — Таврический дворец (1783 — 1789, архитектор И, Е. Старов).


Открытка - Б.Патерсен - Невский проспект
Б. Патерсен. Невский проспект у Гостиного двора. 1799 — 1801
Бумага, тушь, перо и акварель. 60,4 х 95,5
Государственный Эрмитаж

На первом плане слева — здание Большого гостиного двора (1757 — 1785, архитекторы В. В. Растрелли и Ж.-Б, Валлсн-Деламот); за ним — Городская дума с башней (1799 — 1804, архитектор Д, Феррари) и «Серебряные ряды» (!784 — 1787, архитектор Д, Кваренги); вдали виднеются купол и шпиль колокольни церкви Рождества Богородицы (1733 — 1737, архитектор М. Г, Земцов); справа — жилые дома вдоль Невского проспекта. Второй справа — бывший дом архитектора М. Г. Земцова, построенный в конце 1730 — начала 1740-х годов по его же проекту (существовал до 1848 года). Деревянные мостки-тротуары появились в 1772 году; спустя насколько лст заменены каменными плитами.


Открытка - Б.Патерсен - Сенная площадь
Б. Патерсен. Сенная площадь. 1799 — 1801
Бумага, тушь, перо и акварель. 57,0 х 94,5
Государственный Эрмитаж

В центре — площадь Сенного рынка, возникшего в 1737 году; В глубине — Успенская церковь (1750 — 1760-е годы); слева на первом плане — здание Каменного рынка, построенного во второй половине XVIII века; справа — жилые дома того же времени.


Открытка - Б.Патерсен - Михайловский замок
Б. Патерсен. Михайловский замок со стороны набережной Фонтанки 1801
Бумага, тушь, перо и акварель. 57,7 X 94,2
Государственный Эрмитаж

На первом плане набережная Фонтанки (облицована гранитом в 1780 — 1789); справа — здание Михайловского замка (1797-1800, архитекторы В. И. Баженов и В. Бренна); в глубине — один из двух павильонов, оформляющих въезд на территорию замка ( 1798 — 1800, архитектор В. И. Баженов); слова — угол дома конца XVIII вска.


Открытка - Б.Патерсен - Михайловский замок
Б. Патерсен. Михайловский замок со стороны площади Конетабль. Около 1801
Бумага, тушь, перо и акварель. 57,5 х 94,2
Государственный Эрмитаж

В центре — Михайловский замок (1797 — 1800, архитекторы В. Баженов и В. Бренна); перед ним — памятник Петру I (отлит в 1745 — 1747 годы, установлен в 1800 году, скульптор К. Б. Растрелли); справа — угол одного из двух тождественных павильонов, оформляющих въезд на территорию замка (1798 — 1800, архитектор В. И. Баженов); справа, в глубине за Фонтанкой-особняк Пашковых с портиком и треугольным фронтоном (конец 1780-х годов), рядом с ним — дом Е, И. Вадковской (1787 — 1790).


Открытка - Б.Патерсен - Невские ворота Петропавловской крепости
Б. Патерсен. Невские ворота Петропавловской крепости и Комендантская пристань. 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,2 х 63,8
Государственный Эрмитаж

На первом плану — Комендантская пристань Петропавловской крепости (сооружена в гранита в 1774 — 1775, архитектор Д. Смольянинов); слева — стена Kpепости и Невские ворота (сооружены в 1730-x годах, фасад на Нсву перестроен в 1784 — 1787, архитектор Н, А, Львов); в глубине — бастион Петра l; за Новой — застройка Сампсонисвской набережной со зданиями Медико-хирургической академии (строительство началось в 1716 — 1717 годы, архитектор Д. Трезини); виден Воскресенский понтонный мост через Нсву (существовал на этом месте с 1786 по 1803 год).


Открытка - Б.Патерсен - Садовая улица
Б. Патерсен. Садовая улица у Никольского собора и рынка. 1800
Бумага, тушь, перо и акварель. 61,6 х 96,6
Государственный Эрмитаж

На первом плане слева — набережная Екатерининского канала (облицована гранитом в 1764 — 1790-е годы) и Пикалов мост с обелисками для фонарей (1780-с годы), за каналом — здание Никольского Морского собора (1753 — 1762, архитектор С, И, Чсвакинский); справа за Никольским мостом через Крюков канал вдоль Садовой улицы — здание Никольского рынка (1788-1789).


Открытка - Б.Патерсен - Сенатская (Петровская) площадь
Б. Патерсен. Сенатская (Петровская) площадь и памятник Петру I. 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,2 х 63,6
Государственный Эрмитаж

В центре — памятник Петру 1 «Медный всадник» (1768 — 1778, скульптор Э, М. Фальконс и его помощница М. А. Колло, исполнившая голову Пстра I). Пьедестал из огромного гранитного валуна — «гром-камни» и рсшстка вокруг памятника (существовала до 1903 года) исполнены по проекту архитектора Ю. М, Фсльтсна. Торжсствсннос открытие памятника состоялось 7 августа l782 года. Слова — старое здание Сената; справа за Новой-Академия художеств (1764 — 1788, архитекторы А, Ф, Кокоринов и Ж.-Б. Валлсн-Дсламот) и жилая застройка Васильевского острова; справа на переднем плане — часть портика гауптвахты у Адмиралтейства.


Открытка - Б.Патерсен - Английская набережная у Сената
Б. Патерсен. Английская набережная у Сената. 1801
Бумага, тушь, перо и акварель. 60,0 х 94,8
Государственный Эрмитаж

Слева — на Английской (Галерной) набережной (облицована гранитом в 1767 — 1788) здание Сената (перестроено в 1780- 1790-е годы предположительно по проекту архитектора И. Е. Старова); за ним — особняк Строгановых (перестроен в 1790-х годах, архитектор А. Н. Воронихин) и далее жилая застройка набережной.


Открытка - Б.Патерсен - Английская набережная
Б. Патерсен. Английская набережная с Васильевского острова (I часть). 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 50,5 х 65,6
Государственный Эрмитаж

Н)1 первом планс — набережная у Съездовской линии Васильевского острова; слова — угол здания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса (1720-с годы, архитектор Г. Шедель); в глубине за Новой — жилая застройка набережной второй половины XVIII вска: слова — часть здания старого Сената; рядом — особняк Строгановых; в цснтре, с крыльцом-подъездом — дом Воронцова-Дашкова (1736 — 1738, перестроен в 1770-е годы).


Открытка - Б.Патерсен - Английская набережная
Б. Патерсен. Английская набережная с Васильевского острова (П часть). 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 50,6 х 64,6
Государственный Эрмитаж

На первом плане — берег Васильевского острова у 8 — 9-й линий, Новой вдоль набережной — жилая застройка второй половины XVIII века. В центре, с портиком — дом Иностранной коллегии (1782 — 1783, архитектор Р,. Кваренги, перестроен из ма. Б. А. Куракина, сооруженного в 1750-х годах по проекту хитектора М. А. Башмакова). Хорошо виден Крюков канал, падавший в Неву, и высокий подъемный мост через него (1788, шествовал до 1847 года; архитектор И. Е. Старов). Английская набережная облицована гранитом в 1767 — 1788 годах.


Открытка - Б.Патерсен - Английская набережная
Б. Патерсен. Английская набережная с Васильевского острова (III часть), 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,0 х 64,0
Государственный Эрмитаж

На первом плане — берег Васильевского острова у 12-й — 13-й линий; в глубине за Невой — застройка набережной начала XVIII века; справа на углу Ново-Адмиралтейского канала - каменный двухэтажный дом с мезонином в три окна Н. А. Демидова (1736 — 1738); четвертый дом от угла — корабельного мастера Ивана Немцова (1716); слева от нсго — дом строителя Вышневолоцкого канала Михаила Сердюкова (начало XVIII вска, позже перестроен); справа от канала — Галерная верфь (1712).


Открытка - Б.Патерсен - Набережная Невы от Летнего сада
Б. Патерсен. Набережная Невы от Летнего сада до Мраморного дворца от Петропавловской крепости. 1806
Бумага, гравюра очерком, акварель. 69,1 х 79,0
Государственный Эрмитаж

Слева — угол бастиона Петра I (строительство в камне началось в 1717 году, архитектор Д. Трезини; облицован гранитом в I 779-l783). За Невой — панорамы набережной: слева направо — дом Ф. В. Баура (1781 — 1784), Летний сад (заложен в 1704 году, решетка установлена в 1771 — 1784, архитекторы Ю. М. Фельтен и П, Е. Егоров), Верхне-Лебяжий мост (1767 — 1768, архитектор Ю. М. Фельтен (?)), дом И. И. Бецкого (1784, архитектор И. Е, Старов), дом Ф. Гротена — Н. И. Салтыкова (1784 — 1788, архитектор Д. Кваренги), служебный корпус Мраморного дворца (1780—1788, архитектор П. Е. Егоров), Мраморный дворец (1768—1785, архитектор А. Ринальди).


Открытка - Б.Патерсен -
Б. Патерсен. Дворцовая набережная у Зимнего дворца и Эрмитажа с Васильевского острова. 1799
Бумага, гравюра очерком, акварель. 49,5 х 64,8
Государственный Эрмитаж

На первом плане справа — портик не сохранившегося до наших дней здания Биржи на Стрелке Васильевского острова (1783, архитектор Кварснги, здание разобрано в начала XIX вска в связи с утверждением нового проекта Тома де Томона); в глубине — застройка Дворцовой набережной: слова направо — Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Л, Кваренги), Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен), Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитектор Ж.-Б. Валлсн-дсламот), 3имний дворец (1754 — 1762, архитектор В, В. Растрелли). За портиком - корпуса старого Адмиралтейства (1727 — 1738, архитектор И.К. Коробов).


Патерсен родился в шведском городе Варберге, учился и работал у С. Фика в цехе художников-живописцев, а в конце 1770-х годов переехал в Прибалтику. К 1787 году, когда художнику было 37 лст, относится первое упоминание о нем в Петербурге — Патерсен помещает в газете «Санкт-Петербургские ведомости объявление, где сообщает свой адрес всем желающим заказать картины и рисунки. С этого времени и до конца своих дней, то есть почти 30 лет, Патерсен живет в Петербурге. Покоренный красотой этого города, он отказался от работ в других жанрах, и все свое творчество посвятил его воспеванию. Большое наследие художника включает около ста видов Петербурга, в том числе свыше тридцати живописных полотен.

В собрании Государственного Эрмитажа хранится самая большая коллекция произведений Патерсена, созданных в Петербурге, лучшие из них, исполненные в акварели и гравюре, вошли настоящую подборку открыток. Наиболее плодотворными и интересными в творчества Патерсена были 1790-е — начало 1800-х годов. К этому периоду относятся его превосходные гравированные листы и лучшие из известных в настоящее время акварелей, выполненных по заказу императорского двора и частных лиц. Среди них — большая серия гравюр 1799 года, им самим раскрашенных, с изображениями набережных Невы и серия акварелей 1799 — 1801 годов.

В отличие от многих иностранных художников-видописцев, которых в большинстве своем привлекала чисто внешняя cторона, Патерсену присуще лирическое восприятие Петербурга. Художник умел почувствовать всю прелесть и своеобразие города и блестящее передать в своих работах его строгий облик, его прославленные архитектурные ансамбли, а также характерные черты городской жизни Петербурга рубежа XVIII — ХIХ веков. И в этом он близок к ряду русских художников, работавших в начале XIX века, в частности Ф. Я. Алексееву и А. Е. Мартынову, виды Петербурга которых стали одной из ярких страниц в истории русского искусства.

Художник правильно понял, что особое очарование городу придают многочисленные каналы и реки. Поэтому в большинство случаев он так выбирает точку зрения, чтобы на первом плане была либо Нева, либо один из каналов с гранитными набережными или разнообразными и очень красивыми по рисунку решетками. На акварели «Английская набережная у Сената» большую часть листа занимает широкая гладь Невы. Слева — уходящая в глубину набережная. Лист наглядно показывает, что Нева в те годы была главной и самой оживленной артерией города — многочисленные парусные суда стройными силуэтами выделяются на фоне неба и отражаются в зеркале воды, так же как различные баржи и стоящие у гpанитных причалов лодки и гребные катера.

Как правило, Патерсен свои изображения строит композиционно так, что большую половину листа занимает небо, на фоне которого четко выделяются отдельные здания, купола и шпили многочисленных соборов и колоколен, разнообразящих общую панораму города. Такое построение позволяет еще больше подчеркнуть величие Петербурга, широко раскинувшегося на берегах Невы.

Работам Патерсена присуще удивительное чувство цвета. Даже гравированные листы художника, исполненные в легкой очерковой манере, как правило, раскрашены им самим от руки, что роднит их с оригинальными акварелями. Произведениям Патерсена свойственна сдержанность колорита, органически связанного со строгостью Пстсрбурга, со своеобразной прелестью его суровой северной природы. Большая часть листов художника выполнена в серо-голубой и золотистой гамме. Легкими, едва уловимыми мазками он даст нежные переходы одного цвета B другой, достигая при этом очень характерного для него в целом благородства сочетаний тонов.

Работы последних лет — конца 1800-х — начала 1810-х годов — свидетельствуют о возросшем мастерстве художника. Они более техничны и виртуозны. Наиболее характерен в этом плане блестящий по исполнению и раскрашенный автором лист «Набережная Невы от Летнего сада до Мраморного дворца от Петропавловской крепости» (из серии гравюр 1806 года).

Важно отметить, что почти все известные архитектурные памятники второй половины XVIII века отображены в работах Патерсена: мы видим на его листах здания Академии художеств и Академии наук, Эрмитажа, Таврического дворца и Михайловского замка, Гостиного двора и многие другие. Изображал художник не только центральные районы города с его прославленными архитектурными ансамблями, но и далекие окраины с загородными дачами или деревянными домиками.

Особого внимания заслуживают многочисленные фигурки горожан, заполняющие листы художника, любопытнейшие жанровые cценки — они оживляют городской пейзаж и много рассказывают о повседневной жизни города тех лет. Произведения Патерсена дают также представление о «городском транспорте» того времени. Мы видим нарядные кареты, дрожки с извозчиками на козлах, доверху нагруженные телеги. Pазнообразен и водный транспорт, широко распространенный в те годы: парусники, небольшие суда с высокими мачтами, лодки, гребные катера.

Верность натуре, наряду с поэтическим восприятием города, придает особую ценность наследию Патерсена и позволяет изучать архитектуру и быт Петербурга рубежа XVIII — XIX веков по его произведениям.

Г. Комелова



    • Главная   • Видовые открытки по городам России   • Петербург - Петроград - Ленинград   • Петербург конца XVIII - начала XIX века в акварелях и гравюрах Бенжамена Патерсена  

Талисман. Новый роман Татьяны Латуковой
Живопись История Искусство Музеи Иллюстрации Сказки Дети Природа
По России Города России Петербург Москва Крым Украина Прибалтика Болгария Германия
Чехия Кавказ Средняя Азия       Дореволюционные открытки
Оценить открытку Заказать открытку Мастер-класс       Поздравительные открытки

© 1271.ru Коллекция открыток. Заметки филокартиста. Авторские открытки.
Последнее обновление: 08.11.2017. Всего открыток на сайте: 1714.

Контакты 
Профайл 
Карта сайта