Старые открытки
В этом разделе собраны дореволюционные открытки с различными сюжетами. Большинство из них - часть семейной коллекции, основу которой составила переписка времён певой мировой войны, в том числе и фронтовой. Выбор сюжетов на открытках диктовался тревогами и надеждами, представленная подборка не может рассматриваться как некий общий срез открыточного дела вообще. Но многие сюжеты представлены достаточно полно, чтобы можно было подмечать
общеие тенденции моды и стилистики.
| Милые дети Детские проказы, детское веселье, да и просто симпатичные детские личики встречаются на дореволюционных открытках в изрядном разнообразии сюжетов и стилистики. Детские портреты и сценки с детьми были очень популярными на открытках с православными сюжетами, но вместе с тем дети часто становились героями жанровых сценок и различных ситуациях, которые преподносились с юмором или требовали смягчения эмоциональной тональности.
|
| Прекрасные девушки Большинство девушек на открытках задумчивы, меланхоличны, отстранены от зрителя и призваны воплощать или скрываемую бурю чувств, или отрешённость. Встречаются и игривые, весёлые девушки, однако в стилистике изображений есть некие черты, неуловимо обращающие современного зрителя к роковым историческим событиям, которые полностью изменят мир красавиц с открыток. Возможно, поэтому многие красавицы воспринимаются сегодня более печальными и задумчивыми, чем это казалось их современникам.
|
| Материнство Материнство в дореволюционных открытках преподносится преимущественно в двух эмоциональных тональностях - ярко-мажорной и трагически-минорной. Счастливые матери часто украшали пасхальные и рождественские открытки, символизируя собой семейное благополучие. Несчастные матери передавали грусть и тоску, и открытки с печальными сюжетами были ничуть не менее популярны, чем те, что отражали счастливое материнство.
|
| Русские типы и деревенская жизнь Серия ''Русские типы'' изображала деревенский быт в красочном ключе, иногда с юмористическим, иногда с пасторально-романтическим оттенком. Открытки деревенской тематики были востребованы, разумеется, горожанами. Но важно отметить, что интерес к подобным сюжетам возник в результате общего внимания к национальной русской культуре, вспыхнувшего на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. В архитектуре и моде на костюмы, в живописи и декоративном искусстве стали активно использоваться художественные элементы, отсылающие к национальным орнаментам и сюжетам.
|
| Открытки Елизаветы Бем Елизавета Бем - малоизвестная среди широкой публики художница, чьи работы, тем не менее, во многом предопределили развитие советской эстетики книг, журналов, декораторских работ детского направления. Мягкая и уютная манера подачи сюжетов, гармоничные цвета, отсутствие агрессии и негативных эмоций даже в назидательных сюжетах, рифмованные воспитательные надписи и афоризмы - стилистика открыток Елизаветы Бем повлияла на творчестве многих художников и иллюстраторов, сместивших сюжетные акценты на советский быт, но сохранивших доброжелательное и уважительно-сентиментальное отношение к детству.
|
| Православные праздники и сюжеты Традиция посылать открытки к праздникам возникла из дореволюционной моды отправлять почтовые карточки родственникам и друзьям, живущим на бескрайних просторах Российкой империи. Открытки пересекали расстояния в тысячи вёрст и сохраняли ниточки общения между людьми, которые зачастую не встречались годами и десятилетиями. Самыми популярными праздниками были Рождество и Пасха. И уже за полтора-два месяца до самих праздников начиналась суета подготовки, частью которой была и рассылка поздравительных открыток.
|
| Первая мировая война Так уж сложилось, что революционные события и гражданская война заслонили в массовом сознании трагедию первой мировой войны. А ужас второй мировой размыл тяжесть потерь и разорения, которые оставила за собой первая. Открыток, посвящённых войне, выпускалось не так много, и в целом можно выделить три тематических направления изображений на них. Это документальные фотографии, патриотические сюжетные открытки с акцентом на героизм и будущую победу, а также графические сюжеты, смягчающие представления о войне, некоторые даже юмористического плана.
|
| Люди и сюжеты Жанровые и сюжетные открытки занимали относительно небольшую долю в общих тиражах почтовых карточек. В большинстве случаев издатели предпочитали тиражировать картины известных художников, которые были на слуху. Ряд издателей выпускал специальными сериями открытки с репродукциями европейских художников, которые русской публике казались оригинальными. Существовал ряд специфических сюжетов, которые воспроизводились только на открытках. К таким относятся изображения врачей и патологоанатомов с мёртвыми пациентами, последствия катастроф - чаще пожаров или наводнений, какие-либо происшествия.
|
| Букеты цветов Букет или россыпь цветов - вероятно, самый банальный рисунок или фотография на открытке. И в дореволюционные времена отправители часто выбирали именно цветы в качестве сопровождающего слова изображения. Просто, универсально и не требует никаких разъяснений. Цветы - они везде цветы.
|
| Животные: кошки, собаки, лошади и другие Котики всегда были популярной темой, и открытки с изображением милых пушистых питомцев расходились значительными тиражами. Незначительно отставали и другие популярные домашние животные: собаки и лошади. Но надо отметить, что если нынешняя мода на умилительных животных вывела вперёд преимущественно декоративные породы собак, которых чаще всего снимают в домашних условиях, дореволюционная мода отдавала предпочтение охотничьим собакам, причём занятых непосредственно охотой или изображённых на природе.
|
Дореволюционные открытки в географических разделах:
|